В Законодательном Собрании Тверской области завершился очередной парламентский сезон. Впрочем, правильнее говорить о завершении достаточно сложного, напряженного периода развития регионального парламентаризма.
В нашей беседе с председателем областного парламента Андреем Епишиным мы отошли от привычной уже статистики принятых законов и тезисного изложения их сути, подробно остановившись на приоритетных направлениях в работе Законодательного Собрания за парламентский год и оценке тех результатов, которых удалось достичь.
— Андрей Николаевич, пятый созыв Законодательного Собрания работает уже более года. Ваше мнение о деятельности областного парламента?
— В деятельности регионального парламента пятого созыва установился, на мой взгляд, хороший деловой стиль работы. Знание реальной обстановки на местах позволяет депутатам квалифицированно работать над сокращением пробелов законодательства.
Кроме того, удалось наладить конструктивное взаимодействие и создать здоровую политическую конкуренцию между фракциями.
— В весеннюю сессию областным парламентом был принят ряд важных законов, которые уже в ближайшее время окажут непосредственное влияние на политическую жизнь в регионе. Прежде всего, это внесение изменений в Устав Тверской области и региональный Избирательный кодекс…
— Безусловно. После выборов в Государственную Думу и выборов главы государства были внесены существенные изменения в федеральное законодательство, которые призваны способствовать дальнейшей демократизации политической системы и государственного устройства. Как следствие, весенняя сессия Законодательного Собрания была отмечена целым рядом серьезных изменений в Устав области и Избирательный кодекс региона. Главный итог этих изменений — возврат прямых выборов губернатора. Население хочет избирать главу региона, и такое право на основе прямого тайного голосования у жителей Тверской области теперь есть.
Кроме того, в Избирательный кодекс региона внесены изменения, уточняющие виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов депутатов муниципальных парламентов. При этом мы, прежде всего, руководствовались мнением жителей наших городов. Как выяснилось, горожане предпочитают избирать депутатов в местные органы власти только по мажоритарной или смешанной системе выборов. В этом случае люди четко понимают, за кого они голосуют и с кого им спрашивать за результат.
— В прошедший парламентский сезон принят целый блок законов, затрагивающих социальную сферу. Давайте напомним основные из них.
— Одним из главных направлений деятельности Законодательного Собрания остается постоянная работа над совершенствованием нормативной базы отраслей социальной политики: здравоохранения, образования, социальной защиты, поддержки материнства и детства.
В рамках этого парламентского сезона, в частности, были приняты законы, предусматривающие существенные меры социальной поддержки многодетных и малоимущих семей.
Одним из наиболее значимых стал закон «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области».
Кроме того, введен региональный материнский капитал – соответствующие изменения внесены в закон «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке». В итоге многодетные семьи, проживающие на территории региона, получили право на материнский капитал в размере 50 тысяч рублей, который выплачивается за счет средств областного бюджета. Замечу, что эта сумма будет ежегодно индексироваться.
Наконец, введена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего и последующих детей. Эта мера касается семей, чей среднедушевой доход не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума, установленного в Тверской области. Закон вступает в силу с 1 января 2013 года и будет распространяться на семьи, в которых третий и последующие дети родятся после 31 декабря 2012 года.
— Большое внимание областной парламент традиционно уделяет экономическому блоку законов. Что бы вы отметили особо?
— Важнейшей задачей остается создание правовых условий для ускорения темпов роста экономики области, пополнения доходной части бюджета, выравнивания уровня экономического и социального развития всех городов и районов области.
В этом парламентском сезоне мы, как законодатели, продолжили работу над улучшением инвестиционного климата региона. Очень тщательно, после многочисленных консультаций, изучения опыта других областей был подготовлен и принят в первом чтении закон «Об участии Тверской области в проектах государственно-частного партнерства». Документ будет способствовать совместной реализации важных для регионального хозяйства проектов за счет объединения усилий областной власти, муниципалитетов и бизнеса. Развитие государственно-частного партнерства откроет инвесторам новые возможности для долгосрочных инвестиций в таких отраслях, как ЖКХ, здравоохранение, транспорт, и, несомненно, будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности области. Осенью мы вернемся к работе над этим важным для региона законом.
— Андрей Николаевич, в осеннюю сессию был принят областной закон о Дорожном фонде. Состояние дорог в Твери и других муниципалитетах региона, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На ваш взгляд, как скоро средства Дорожного фонда дадут непосредственный эффект?
— Благодаря тому, что за Дорожным фондом закреплены конкретные и постоянные источники финансирования (акцизы на топливо и налог на транспортные средства), у региона появились хорошие возможности для значительного увеличения объемов финансирования дорожной отрасли.
Дорожный фонд аккумулирует средства бюджета, которые направляются на улучшение состояния дорожной сети, включая проектирование, строительство, реконструкцию, содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог.
Кстати, закон о Дорожном фонде предоставил муниципальным образованиям дополнительные возможности участвовать в конкурсах и получать финансирование на дорожную деятельность, включая капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, чем многие муниципалитеты воспользовались уже в этом году. То есть, сотни дворов в области будут отремонтированы.
Впервые за последние десять лет началось и восстановление дорог в муниципалитетах. Процесс идет, пусть и не так быстро, как хотелось бы.
И еще один важный момент, который необходимо отметить. Средства Дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, могут быть направлены на увеличение бюджетных ассигнований фонда на следующий год. Уверен, что благодаря такому подходу уйдет в прошлое ущербная практика «освоения денег» в осенне-зимний период.
— Областным парламентом принят новый закон «Об охране здоровья граждан». Учтена ли в нем проблема дефицита медицинских кадров в учреждениях здравоохранения области?
— Хочу пояснить. Мы – законодатели, и наши полномочия – принимать законы, чем мы и занимаемся. В случае с кадровой программой ее разработка и «доведение до ума» – прерогатива исполнительной власти, в частности, регионального министерства здравоохранения. Мы можем лишь скорректировать ее, внести свои предложения и замечания, принять участие в рабочих группах.
Сразу скажу, что в новом законе прописаны все полномочия для эффективной реализации кадровой политики в сфере здравоохранения региона.
Вместе с тем, мы должны честно признать, что существующая кадровая политика далека от совершенства, а дефицит квалифицированных кадров ощущается как в фельдшерско-акушерских пунктах сельских районов, так и в областных учреждениях здравоохранения.
Со своей стороны я вносил конкретные предложения, в том числе по решению жилищной проблемы для медицинских работников. В частности, было предложено предусмотреть возможность направления финансовых средств в размере 10% (своего рода «десятина») от выделяемых на капитальные вложения в сфере здравоохранения сумм на приобретение жилья для медиков. Для закрепления медицинских кадров, в том числе для привлечения в эту сферу молодых специалистов, предлагалось также ввести ряд социальных гарантий медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения.
Эти рекомендации, кстати, поддержанные муниципалитетами и главными врачами районных больниц, были направлены в министерство здравоохранения области.
— Парламент принято считать структурой в чем-то консервативной. Можете ли вы утверждать, что Законодательное Собрание Тверской области открыто для диалога?
— Безусловно! Открытость в принципе необходима для каждого депутата. Ведь наша работа – это не только законотворчество, но и постоянные встречи с людьми, с избирателями.
Я бы сказал, что стратегическая задача для областного парламента — привлечение к законотворческому процессу всех институтов гражданского общества, чтобы Собрание стало площадкой, где активную позицию высказывают общественные организации, профессиональные сообщества и просто неравнодушное граждане. В настоящее время налажено взаимодействие с региональной Общественной палатой и Облизбиркомом, действует Общественный экспертный совет (в задачи которого входит общественная экспертиза законопроектов и сбор предложений по тем или иным поправкам), работает Молодежная палата. Законодательное Собрание активно представлено в СМИ, его заседания транслируются в прямом эфире на официальном сайте, для информирования о работе парламента созданы официальные аккаунты на Youtube и в социальной сети Twitter.
Мы стараемся сделать все для того, чтобы наша деятельность была как можно более открытой и понятной жителям.
Беседовал Иван ОРЛОВ