Опять пришелся к месту старый анекдот.
«Судят махрового коррупционера. Судья спрашивает у подсудимого:
— Ваше последнее слово?
— Пять миллионов, — не моргнув, отвечает тот.
— Понятно, — говорит председательствующий, — суд удаляется на совещание.
Посовещавшись, служители Фемиды возвращаются в зал, и судья вновь обращается к обвиняемому:
— Подсудимый, считаете ли вы себя виновным?
— Нет! — категорично заявляет тот.
— Ну, на нет и суда нет! — радостно ставит точку в деле судья».
Вы знаете, друзья мои, складывается такое ощущение, что судебные процессы последних лет над проворовавшимися чиновниками и высокопоставленными мошенниками, проходили именно по такому анекдотичному сценарию. Это и нашумевшие дела общероссийского масштаба и, конечно же, многочисленные судебные тяжбы с участием расхитителей регионального и районного разлива.
Как известно, вор должен сидеть в тюрьме! Именно так утверждал знаменитый герой советского киноэпоса Глеб Жеглов. В те славные годы так и было. Но, как говорится, пришли иные времена, и… мир перевернулся. Нынче далеко не все воры чалятся на нарах. И не для всех законы писаны. Даже ребенок знает, что воровать нужно с размахом. Тогда никакой суд не страшен. Ведь реальные сроки наши суды дают недотепам за украденную бутылку водки или мешок картошки. А вот если удалось умыкнуть из бюджета пару десятков, а еще лучше — сотен миллионов, тогда беспокоиться нечего. Это уже не преступление, а бизнес. В случае неудачи можно сослаться на недобросовестность партнеров, на стечение обстоятельств, на несовершенство законодательства…
В результате мы имеем сотни миллиардов, разворованных с помощью чиновников, бюджетных или, если угодно, народных денег. А большинство главных фигурантов уголовных дел при этом умудряются счастливо избежать заслуженного наказания. В худшем случае получают условный срок. Но даже такое виртуальное наказание воспринимается ими, как травля, гонение, незаконное преследование. Их, видимо, не сажать, а награждать надо! А может, и правда, пора учредить звание типа «Заслуженный вор Российской Федерации» или «Почетный мошенник»!
Конечно, на вершину рейтинга безнаказанных жуликов я бы поставил пышнотелую блондинку Евгению Васильеву. Эта романтическая дама стырила астрономическую сумму в три миллиарда рублей. Папа-пенсионер возместил за дочку 218 миллионов, и дитя вернулось в свое уютное девятикомнатное гнездышко, свитое на похищенные у министерства обороны денежки. И вся страна на протяжении двух лет следила за этой душераздирающей трагикомедией под условным названием «Как стать миллиардером?» Как и полагается по законам жанра, все завершилось вполне счастливо. Как говорится, «хэппи энд»!
Наши местные коррупционеры тоже старались не отстать и держали марку. Настоящим виртуозом проявил себя бывший руководитель здравоохранения области Анатолий Цезарь. Крестный отец нашумевших дел по закупке томографов в итоге вышел сухим из воды, не получив даже условного срока. Это же высший пилотаж!
Лавры Цезаря, видимо, не дают покоя многим нашим коррупционерам-героям, не сумевшим избежать условных сроков. Следует оговориться, что подавляющее большинство замазавшихся чиновников являются представителями еще зеленинского призыва. Вот, к примеру, скромнейший молодой человек Церен Церенов не может спокойно спать, имея условную судимость. И не беда, что по мановению его руки из «Тверьавтотранса» куда-то улетели многие миллионы.
И бывший заместитель губернатора Владимир Грабарник, опустивший область на громадные деньги и получивший 6 лет… условно, требует пересмотра уголовного дела. В самом деле, подумаешь ненароком — какие честнейшие люди страдают за радение свое о нуждах народа и родного государства! Бессребреники, альтруисты, грязно оклеветанные и безвинно осужденные, хоть и условно. Пора, пора навести порядок, пересмотреть все уголовные дела, связанные с коррупцией. Невиновных — оправдать, а воров — в тюрьму! И никаких условностей. Проявлять свои недюжинные способности им сподручнее будет на зоне. Там такие люди позарез нужны!
Выступая на днях в Ставрополе на заседании межрегионального форума Общероссийского народного фронта, Владимир Путин поддержал усилия активистов ОНФ по борьбе с расточительством и коррупцией. Президент обратил внимание на недостаточную эффективность правоохранительных и судебных органов в борьбе с коррупционерами. Особенно остро стоит проблема возвращения в бюджет похищенных средств. Размеры ущерба огромны, но даже четверти украденного не компенсируется. Мириться с таким положением больше нельзя.
Вот свежайший пример. Герой нашей публикации экс-директор дорожно-эксплуатационного предприятия №74 Николай Чистяков фактически украл 50 миллионов рублей. За эти 50 миллионов получил, как повелось в нашем самом гуманном суде, 5 лет. Условно, конечно же. Присудили и возмещение ущерба. Возместил ровно половину. А вот остальную половину государство, видимо, будет дожидаться до скончания дней находчивого дорожника. Да и все равно, вряд ли дождется. На пересуд господин Чистяков чего-то пока не подает. Может быть, в свете последних установок это все-таки сделает прокуратура? Глядишь, и денежки найдутся в полном объеме!
Да разве только по делу Чистякова стоит провести новый процесс? Только у нас в области таких десятки, в том числе и уже упомянутые нами деятели. Вернуть бы все украденное, и никакие бюджеты и социальные программы не пришлось бы сокращать. На все с лихвой хватило бы. Президент озвучил цифру — более 600 миллиардов рублей! Это же бюджет средней европейской страны!
Так кто же скажет у нас последнее слово, и чего оно будет стоить? Неужто все опять повторится, как в анекдоте? Не дай Бог!
Дмитрий Фадеев