На пресс-конференции, прошедшей в Твери 27 января, руководитель регионального Управления Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач по Тверской области Виталий Синода обратил особенное внимание представителей СМИ на то, что летальных случаев от вируса А (H1N1) на территории Верхневолжья не зарегистрировано. Позже, в официальных пресс-релизах об эпидемиологической ситуации в Верхневолжье – ни слова о гибели людей от гриппа. Но по нашим данным, грипп уже унес жизни нескольких тверичей. Причем, как нам рассказали по большому секрету врачи, им приказано не обозначать в документах причиной смерти грипп! Так же дело обстоит и с историями болезни. Видимо, этим простым способом первые лица тверской медицины решили улучшить статистику?
Редакции “МВ” стало известно о гибели от гриппа трех жителей Твери. О двух случаях мы расскажем подробно.
Пневмония
27-летний житель Твери Олег Беляков, заболевший “свиным гриппом”, угас за несколько дней. В пятницу, 16 января, Олег почувствовал себя плохо, у него была высокая температура (38,7 °С), головная боль, ломота во всем теле. Он сказал, что на работе заболели еще двое, одному из коллег даже пришлось вызывать “скорую”.
— Мы решили, что это обычная простуда, — говорит мама Олега, Любовь Белякова. – Я дала сыну ингавирин и бисептол. Уложила в постель. Думала, за выходные он отлежится…
Но в понедельник Олегу стало хуже. Он с трудом мог встать с постели. Вызвали врача на дом. Та, прослушав легкие, заверила, что хрипов нет и в легких все чисто. Назначила лечение и ушла…А между тем парню было все хуже, с каждым часом становилось тяжелее дышать. В четверг, 21 января, к Олегу вторично пришла врач. Послушав легкие, велела срочно ехать в больницу. В направлении указала, что у Олега — “левосторонняя пневмония”.
— Я не стал дожидаться “скорую”, — говорит отец Олега, Сергей Беляков. – Сам отвез сына в больницу скорой медицинской помощи. В приемном покое у сына взяли кровь, отправили на рентген. Снимки подтвердили, что у сына воспаление легких. Отделение терапии, куда нас определили, на тот момент было уже переполнено…
Вирус
Часа через три после госпитализации Олегу поставили капельницу и сделали инъекцию. Наутро Олега навестил отец. Своего сына Сергей Алексеевич застал у процедурной. Тот еле-еле стоял на ногах…
— Олег сказал, что его замучил сильный кашель, — говорит отец. – Я, как мог, ободрил его. Кто бы мог подумать, что я вижу своего сына в последний раз…
Олега перевели в реанимацию — легкие у него почти не работали! Врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких. Родителям сказали, что у сына “очень тяжелая пневмония”. К вечеру мать Олега снова позвонила в больницу. По голосу врача поняла, что надежды нет никакой. Тогда услышала от доктора впервые слово “вирус”, который уже поразил 85 процентов легких ее сына. На тот момент Олег был в искусственной коме.
— На третий день пребывания в больнице, 24 января, мой сын умер, — говорит Любовь Борисовна, заливаясь слезами. – Врачи сказали, что спасти Олега было уже невозможно. Как мне объяснили медики, если этот вирус поражает у человека легкие, с этого момента больной обречен…
На следующий день после похорон сына, 27 января, безутешным родителям позвонили из больницы. Сказали, что в частице легких их сына, которые передали в Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области на лабораторное исследование, обнаружен “свиной грипп”. Корреспондент “МВ” своими глазами видела выписку из документа за печатью организации и подписью врача-вирусолога: “..при исследовании была взята часть легкого.. обнаружен РНК вируса гриппа А (H1N1)pdm09”. Итак, лабораторные исследования доказали: у Олега Белякова обнаружен вирус “свиного гриппа”.
— Олег никогда не болел, — плачет мать. –. Каждый год мы всей семьей делали флюорографию. У сына было отменное здоровье! Он не пил, не курил… Каждый день задаю себе вопрос: почему сын умер? Что мы сделали не так? Ведь мы в первый же день начали лечение, купили все препараты… и все оказалось напрасно…
Осложнения
О смерти 47-летней тверичанки Анны Писаревой нам рассказал ее муж, Федор. Его жена скончалась 19 января в той же больнице, что и Олег Беляков, заболев пневмонией после перенесенного гриппа. Началось все с высокой температуры, слабости, ломоты в теле. На приеме участковый терапевт назначила Анне Писаревой курс антибиотиков…
— Врач велела сдать кровь на анализ и сделать флюорографию, — говорит Федор Писарев. – Однако снимки были готовы только через несколько дней — когда жене стало совсем плохо…
На повторном приеме врач услышала хрипы в легких и велела срочно ехать в больницу. Утром 18 января Анна Писарева попала в реанимацию Тверской больницы скорой помощи, а на следующий день она умерла — от тяжелейшей двухсторонней пневмонии.
— С утра мне сказали, что жена в тяжелом состоянии и надежды нет никакой, — говорит Федор Писарев. – В обед 19 января я позвонил в больницу. Мне сказали, жена умерла… Врач добавил, что шансов не было. У жены было поражено 70 процентов легких… Мы с ней прожили вместе 30 лет, вырастили двух детей… Хотели отметить “жемчужную свадьбу”, и вот… Аня умерла. В заключении о смерти написали: “пневмония”. Хотя я убежден, что жена умерла именно от осложнений “свиного гриппа”…
О третьем летальном случае, третьем по счету, нам рассказали сотрудники 1-й городской больницы Твери. Пациент умер также от острой пневмонии…
Молчание
Странно, но до сих пор Федору Писареву не предоставлены данные лабораторного исследования частиц легких его жены. Тогда как родителям Олега Белякова такие результаты были предоставлены вскоре после смерти сына.
— Мне заявили, что результаты исследований будут готовы только через 40 дней после смерти супруги, — говорит Федор Писарев. – Но получается нестыковка. Почему у парня исследование на вирус гриппа сделали сразу, а мне сказали что это “очень долго”? Как это понимать?
А понимать очень просто. По неофициальной информации, чиновники из областного Минздрава строго-настрого запретили врачам указывать в документах “свиной грипп”. Даже если его наличие подтверждено лабораторно. В противном случае врачей …пообещали уволить. Вот и пишут медики в справках о причинах смерти: “острая пневмония неясного патогенеза”.
Сколько на самом деле умерло в нашей области от “свиного гриппа”? Этот вопрос мы адресовали министру здравоохранения Тверской области Роману Курынину. Ответа на официальный запрос мы не дождались…
Светлана Алексеева
Ремарка от редакции “МВ”
Итак, по информации регионального Роспотребнадзора, за последнюю неделю в медицинские учреждения области с симптомами ОРВИ обратились 14 396 человек, зарегистрировано 62 случая гриппа. Насколько официальные данные отражают истинное положение дел, неизвестно. Опять же, о летальных случаях в сводках – ни слова.
И еще. Чиновники от медицины призывают население при первых симптомах болезни немедленно обращаться к врачу. На самом деле – это трудновыполнимая задача. Получить вовремя медицинскую помощь у нас в Твери практически невозможно. А ведь для заболевших гриппом промедление в лечении смерти подобно…
Городские поликлиники и “Скорая помощь” обескровлены, врачей остро не хватает. Вызвать участкового врача на дом уже в 12 дня невозможно, а приезда “скорой” можно ждать несколько часов. Чему удивляться, если, к примеру, огромный Заволжский район в сутки могут обслуживать всего четыре бригады… Тогда как по нормам полагается 13 бригад. По свидетельству наших читателей, опоздание “скорой” на вызов может доходить до 11 часов! И здесь нет ни малейшей вины медиков, которые, падая от усталости и гробя свое здоровье, честно выполняют свой долг. Можно сколько угодно здравоохранение модернизировать, оптимизировать и так далее, но лечить-то нас некому! А о том, что кто-то там умер от гриппа, можно просто промолчать…
комментария 2
Олег мой одногрупник , хороший был парень , собалезнуем.
Скорбим и помним.