У Андрея Соколова много ролей. Не только в кино, в жизни. Он и актер, и режиссер, и продюсер, и поэт, а еще – внимательный сын, любящий муж, трепетный отец…
Кто-то знает его по фильму «Маленькая Вера» — его самой скандальной роли в кино, кого-то Соколов «зацепил» ролью обаятельного и принципиального Зимина в сериале «Адвокат»…А для театральной публики он непревзойденный Александр Македонский в спектакле «Таис Сияющая» и бунтарь Макмёрфи в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки»…
«Я постарел. Мне годы давят душу
Тяжелым грузом бытия…
Я подобрел… Быть может это нужно
Кому-нибудь… Кому-то нужен я…»
Эти строки написаны ровно тридцать лет назад – 20-летним студентом Московского авиационно-технологического института Андреем Соколовым. После окончания МАТИ Соколов поступил в театральное училище имени Бориса Щукина. Потому что всегда мечтал об этом – быть актером. И даже полученный диплом «инженера-механика по производству летательных аппаратов из неметаллов» не затмил мечту. Соколов во всем идет до конца. Например, в своих принципах.
Один из главных – не выставлять напоказ личную жизнь.
— Муссировать интерес к себе за счет личной жизни не намерен, — говорит актер.
Зная о строгом нраве актера, на встречу к нему шли с опасением: вдруг беседа не заладится?
Но на съемочной площадке нового исторического сериала «Красные горы», в котором Андрей играет одну из главных ролей, нас встретил радушный хозяин. Потому что на работе Андрей чувствует себя как дома…
Стихи
— Дорогу осилит идущий — это мое любимое выражение, — говорит Андрей. – Я его усвоил от своих родителей, которые не имели отношения к искусству. Отец – строитель, а мама – инженер…
Соколов рос обычным советским мальчишкой. Занимался и бальными танцами, и футболом, и музыкой. И стихи начал писать еще в школе…
— Самое первое написал в семь лет, — вспоминает артист. – Посылал его в разные издательства, хотел, чтобы опубликовали мое гениальное творение. А письмо к редакторам начинал так: «Не соблаговолите ли принять мое стихотворение?» Но они не отвечали… Только один прислал ответ: «Не соблаговолим. Читайте Пушкина».
После окончания школы мать Андрея Любовь Матвеевна настояла на том, чтобы сын получил достойную, настоящую «мужскую» профессию, и Соколов, чтобы не расстраивать родителей, поступил в Московский авиационно-технологический институт.
— Техническое образование мне и в актерской профессии помогает, — говорит актер. — В МАТИ меня приучили к дисциплине.
Секс-символ
Первая роль Андрея Соколова – молодого врача Алексея Орлова в кинокартине «Она с метлой, он в черной шляпе». Дебют состоялся сразу же после поступления в Щукинское училище.
Картина «Маленькая Вера», вышедшая на экраны в 1988 году, стала откровением для советского зрителя. Восторженные поклонницы повесили на Андрея Соколова ярлык «секс-символа».
— Фильм «Маленькая Вера» стал знаковым в моей карьере, — говорит актер. — Я рад, что он был, что именно я сыграл в нем… Но, признаться честно, этот фильм как клеймо, в хорошем смысле этого слова, как некий знак качества, который будет всегда надо мной висеть. И, кстати, шлейф поклонниц тянется как раз с момента выхода на экраны этого фильма…
Работа
После «Маленькой Веры» актера стали активно приглашать на съемки. Соколов сыграл в фильмах «В городе Сочи темные ночи», «Искусство жить в Одессе», «Наш человек в Сан-Ремо», «Палач», «Царь Иван Грозный», «Шальная баба»… А потом «случился» еще один знаковый фильм — «Бездна. Круг седьмой», в нем актер сыграл главную роль — Николая Гордеева. Этот фильм Соколов считает своей «визитной карточкой». Несмотря на сверхзанятость в кино, Андрей не забывает о другом зрителе – театральном. Он служит в театре «Ленком» и до недавних времен играл в спектаклях в Театре Луны.
Помня о девизе и выбранном векторе движения – только вверх, только самосовершенствование – Андрей идет на режиссерские курсы. Казалось бы, зачем состоявшемуся актеру обременять себя режиссурой, ведь на новом поприще нужно все начинать сначала?
— Мне всегда нравилось собирать кубик-рубик, — говорит он. — Именно собирать, а не быть его частичкой, одной из составляющих… Мне интересно заниматься режиссурой, вот и весь ответ….
Накопление сил и опыта происходило долго. Так, окончив режиссерские и сценарные курсы в 1998 году, Соколов дебютировал с полнометражным фильмом «Артефакт» лишь в 2009-м.
Для дебюта Андрей Соколов выбрал произведение неоднозначное – о виртуальном наркотике, который приводит к распаду личности.
— Сейчас я уже понимаю, что для режиссерского дебюта тема была выбрана очень уж непростая – в постановочном плане, — говорит Соколов. — Но к моменту создания фильма у меня уже был режиссерский опыт: для телевидения снимал сериала «Адвокат». Возможно, это мне помогло…
Критика
Как театральный режиссер Андрей Соколов поставил спектакль «Койка» в собственном театре «Монолог. XXI век», ныне переименованный в «Ателье». Но ожидаемых хвалебных эпитетов было не так много – критика не поняла «Койку» и начала искать в спектакле зашифрованный «фрейдистский код»…Соколова это не расстроило.
— Я обращаю на критику внимание, в том смысле, что я ее читаю, — говорит он. — Обижаться – не обижаться – это дело каждого. Критика бывает разной… Лично для меня она закончилась на статье, в которой написали, что «Койка» – спектакль о половых извращениях. Когда я встретил этого критика и попросил объяснить мне, что, собственно, он имел в виду, он сказал, что спектакль не смотрел. «А для чего же ты тогда пишешь?» — спросил я его. Ответ был таким: «Нужно же было интерес как-то подогреть»… Но, слава Богу, время все расставило по местам. Мой спектакль до сих пор жив.
Мужчина
В новом сериале «Красные горы», который выйдет на телеэкраны в начале следующего года, актер играет роль белогвардейца.
— Андрей, расскажите, пожалуйста, какой он, ваш новый герой, – спрашиваем у актера.
— Это один из главных персонажей сериала. «Красные горы» – история поколения, там три ипостаси главного героя Аркадия: мальчик, юноша и молодой человек. А я играю его отца, некое альтер-эго, к которому он постоянно обращается, который для него является эталоном и олицетворением мужского начала. Если говорить о характере, который я воплощаю, то это «белая кость» – образованный мужчина, с чувством собственного достоинства и чести…
К 50-летнему юбилею он сам подошел в образе «белого офицера» — благородного, статного, честолюбивого, мудрого. Так что роль вполне можно принять за подарок ко дню рождения.
— С медицинской точки зрения мы, актеры, ненормальные люди! – говорит Соколов. — Занимаемся расшатыванием своей нервной системы. Поэтому, когда выдается свободное время, стараюсь проводить его на природе, или же с близкими и родными. Хорошо пообщаться, поделиться с ними впечатлениями… Или просто посидеть, помолчать… И тогда уже никакой конец света не страшен!
— А вы верите в конец света? – спрашиваем у Андрея, который уже собирается на съемочную площадку.
— Нет, но могу его представить. У нас идет перенаселение планеты, и когда не будет хватать ресурсов, ископаемых, то начнутся войны, они и уничтожат человечество. Есть, например, теория «Золотого миллиарда» — гласящая, что на Земле должен остаться миллиард человек, лучших, а остальные все должны умереть… Но давайте не будем о грустном! Будем наслаждаться тем, что имеем «здесь» и «сейчас». Жизнь только начинается!
Набравшись смелости, под «занавес» встречи, решаемся спросить собеседника о личном – о молодой жене Ольге, о двухлетней дочке Софье. Вдруг нарушит свои принципы? И расскажет о самых дорогих людях?
— Андрей, вы очень востребованный актер. А на семью времени всегда хватает?
Соколов строго смотрит и вполне дружелюбно отвечает:
— Я не из тех людей, которые могут полностью посвящать свое время близким, но это уже условия существования в профессии… Не переживайте, у нас в семье, слава Богу, все хорошо!
Екатерина Писарева