Зинаида Кириенко – актриса, которую по праву можно назвать символом советского экрана. Безупречная внешность, внутренняя красота и сила, огромный артистический талант – все это сделало ее актрисой номер один. И даже период «творческого застоя», который ей «организовал» один высокопоставленный чиновник, не помешали Кириенко остаться звездой в своей профессии.
Зинаиду Михайловну мы встретили на одном из мероприятий, где 82-летняя актриса держалась с королевским достоинством, а знаки внимания принимала с искренней благодарностью. И даже нашла возможность ответить на несколько наших вопросов.
— Зинаида Михайловна, всех гриппом запугали, люди боятся ходить в кинотеатры, на большие мероприятия. А вы вот пришли. Не боитесь вирусов?
— Боюсь! И беречься, конечно, надо. И врачей слушаться – поменьше ходить туда, где много людей, не общаться «лицом к лицу». Но нельзя же из-за гриппа жизнь остановить! И что делать дома – сидеть, телевизор смотреть? Я смотрю, конечно, какие-то передачи, но не часто…
— А какие современные передачи вам нравятся?
— Я люблю исторические программы. Недавно смотрела передачу о происхождении славян. И прежде всего – русских. Это безумно интересно. Все факты, которые приводились в программе, подтверждены документами. Оказывается, наша история — такая древняя, что, как утверждают авторы программы, даже Германия когда-то была наполовину заселена славянами. И показали одного простого человека, немецкого работягу из маленького села. Он что-то говорит – и я понимаю, что это не немецкая и не русская речь, а это какой-то диалект, в котором проскальзывают и немецкие и русские слова! Это очень интересно! В другой передаче рассказывали, кто такая была Екатерина Великая, и кто такой был Петр. Оказывается, есть версия, что из Европы, куда он в молодости ездил на учебу, вернулся не он, а совершенно другой человек, который подменил его. И чем-то он был похож на прежнего Петра, а чем-то и нет… И теперь мне очень интересно: есть в этом доля правды или нет? Рассказывали-то очень убедительно!
— А свое генеалогическое дерево составили? Известно что-то о ваших прабабушках, прадедушках?
— Нет, ничего я не составляла. И про предков мне ничего не известно. И узнать что-то уже невозможно, увы. История нашего рода начинается с революции, с тех сложных времен… Папа в юности был курсантом юнкерского училища… В 1939 году его арестовали, больше о нем ничего не слышали…
Кино
— Вы сыграли жену Григория Мелехова Наталью — одну из главных ролей в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон». А не так давно на телеэкраны вышла новая версия фильма, ее снял Сергей Урсуляк. Вы смотрели эту картину? Как для себя оценили ее?
— Какие-то серии посмотрела, какие-то — нет… Впечатления неоднозначные остались. Но я не хочу никого обидеть. Пусть пробуют! Но я бы на их месте и не пыталась. Потому что фильм Герасимова держится 50 лет с гаком, и его смотрят, и молодежь его знает. Это классика. И он останется в истории кино. Там очень много точных подробностей, передающих истинные казачьи манеры, их речь. Не «шоооо?», а на выдохе — «шо?» Это вроде бы мелочь. Но когда мы снимали, были люди, которые все это помнили и знали, как правильно и как неправильно говорить, как одеваться. Они знали, как был устроен казачий быт, они помнили и революцию, и гражданскую войну. Это играло огромную роль. И потом, сам Герасимов – это же ходячая энциклопедия! Я где-то читала, что он еще до Великой Отечественной войны мечтал поставить «Тихий Дон», но тогда ему не дали такой возможности. Но это значит, что картина уже была у Герасимова в голове, он разобрал его досконально…
— А современные режиссеры вам роли предлагают?
— К сожалению, уже много времени не снимаюсь. Что-то мне предлагают, но все это не укладывается в моем представлении о хорошем кино. А сниматься непонятно в какой картине – в этом у меня нет необходимости. Видно, трудно сейчас со сценариями. Но мое счастье, что люди помнят меня, знают, и мне есть, что делать на сцене. Это очень важно. Есть разные общественные мероприятия, на которые меня приглашают – вместе с другими актерами, которые до сих пор могут быть чем-то зрителю интересными.
Красота
— Наверняка на разных творческих встречах женщины начинают вас допытывать: в чем секрет вашей неувядающей красоты? Какой тайной косметикой пользуетесь? Какими народными средствами? Что скажете на это?
— Скажу правду — нет у меня никакого секрета! Это могут подтвердить те, кто меня хорошо знает, мои домашние. Конечно, после того, как умоюсь, я обязательно помажусь каким-нибудь кремом. Тем, какой попадается – или сама какой-то купила, или подарят. Но я на уходе за лицом не зацикливаюсь. Спасибо папе с мамой и Господу Богу за генетику. А потом, я так думаю, внешность человека в возрасте – это отражение всей его прожитой жизни, это зеркало его характера. Однозначно! Человек злобный, завистливый, не желающий добра миру в зрелые годы имеет отпечаток своего характера на лице. Я иногда думаю: откуда в русском фольклоре появились Баба Яга, Кощей Бессмертный? Это же из жизни персонажи! Но это их несчастье: родиться с такой злобной натурой и прийти к такому знаменателю…
— Зинаида Михайловна, у вас очень красивый макияж и модные стрелки на веках, вы знаете об этом?
— Да? А я всю жизнь так глаза крашу! (смеется)
— Недавно мне Светлана Афанасьевна Светличная рассказала, как вы ее отругали за то, что она все еще носит короткие юбки.
— Да, да, я ей сказала: «Света, что же ты делаешь! Мы же в возрасте уже!» А она говорит: «Зина, а что делать, если ноги — это единственное, что я до сих пор могу показать!» Вот посмеялись мы с ней тогда!
Печали
— Кого из молодых актеров можете выделить? Кого считаете перспективными, видите в них достойное продолжение смены?
— Я не запоминаю фамилии. Лица — да, а фамилии – нет…
— У зрителей кумирами сейчас являются, например, Евгений Миронов, Сергей Безруков…
— Ну, какая же это молодежь?! Это люди среднего возраста. Они уже много сделали для кино. Это хорошее поколение. Есть что смотреть на экране, чему удивляться, восторгаться даже, может быть. Такие актеры, к счастью, есть. Мне иногда их жаль — что материала для работы у них маловато. Но больше всего меня расстраивает, что балом на съемочной площадке сейчас правят вовсе не режиссеры, а продюсеры. А это важно: авторское видение, авторское решение. То, что сделал Герасимов, например, снимая «Тихий Дон» и другие свои шедевры, ни один продюсер не сделает. Никакие деньги не заменят режиссерский талант. К счастью, я уже «не танцую» на этом балу. Но в курсе новых экономических веяний в кинематографе, когда продюсеры даже актеров утверждают на роли! А это все-таки сугубо творческое дело. Это такие тонкие вещи, это все надо выносить в себе. Тут важно и образование человека, и образ жизни, и предыдущие его работы — то есть, человек должен «вариться» в этом соку, впитать в себя все, чтобы создать шедевр. «Вдруг» здесь не бывает.
Радости
— Что вас радует сегодня?
— Недавно я пережила очень приятный момент. Меня пригласили в «Геликон-оперу». Там шла «Летучая мышь». И организаторы спектакля взяли за правило приглашать на спектакль, ну, как сейчас говорят – звезд. И вот пригласили меня. В спектакле есть сцена бала. И вот среди гостей в какой-то момент я должна появиться. И не в каком-то образе, а в образе самой себя, актрисы Зинаиды Кириенко. Передо мной «в гостях» был популярнейший актер — Сергей Шакуров. Он выступил, прекрасно его приняли. Я вышла уже после него. Волновалась, не скрою. Все-таки люди пришли в оперу, ждали что-то музыкальное, а тут я выхожу на сцену. Но прием зрителей был потрясающий! И это большая радость для меня! Ведь никто в зале не знал, что выйду я, это был сюрприз. И такие были бурные и долгие аплодисменты! Я стояла на сцене и думала: «Ну, значит, я еще действующая артистка. Какое счастье!»
Лариса Зелинская