На примере УК «Город Менеджемент» мы попытались выяснить — что выгоднее: получать коммунальные услуги в полном объеме по их реальной стоимости или перейти в другую управляющую компанию, предлагающую сверхдешевый тариф?
«Уважаемая редакция! Я купила квартиру в новостройке «Новый город» по адресу: Калининский район, д. Батино, ул. Сергея Есенина, д.1. Управляет домом УК «Город М» — компания, которую изначально предоставил застройщик, где я покупала квартиру.
Мы с жителями дома общаемся в социальной сети, и в последнее время среди некоторых жильцов (порядка пяти человек) возникло сильное недовольство нашей УК. Жители представляют конкретные аргументы против существующей УК, публикуют документы. Я бы не обратила внимания на эти факты, но на 8 июня инициативной группой жильцов назначено собрание, и на дом хотят утвердить новую УК. Я посмотрела информацию по данной новой УК, и она как-то не вызывает доверия. Нет сайта, сразу высвечивается в поиске, что с УК взыскивают долги приставы, и важный для меня момент, что офис у них находится в другом районе города, а у нашей УК – прямо у нас в доме.
В целом я нашей управляющей компанией довольна, были вопросы по квитанциям, но я подошла, и бухгалтер мне все разъяснила. Основное недовольство вызвано тарифом: наша компания предлагает 15,47 руб. за кв. м, вторая компания – 10,9 руб. за кв. м. У меня квартира площадью 35 кв. м, и плата за обслуживание в месяц – около 550 руб., при новой УК будет 380 руб. Разница 170 руб./мес. не такая существенная (я больше потрачу на бензин, если ездить в офис другой УК), и думаю, будут еще какие-то подводные камни. В соц. сети, например, говорят, что это тариф только на лето и т.д.
Я давно читаю вашу газету и прошу разобраться в ситуации с независимой стороны. Прошу сделать это до собрания 8 числа, чтобы не совершили ошибку при выборе. Я не очень хорошо разбираюсь в сфере ЖКХ, и если вы поможете собрать какие-то факты, я могла бы в нашей группе в соц. сети их разместить, чтобы помочь жителям с выбором.
С уважением, Смирнова А.В.»
Своим письмом наша читательница своим письмом поднимает большую, серьезную проблему, которая реально существует в сфере ЖКХ: стоимость и качество услуг, предоставляемых управляющими компаниями. К сожалению, из-за жестокой конкуренции в этой сфере некоторые УК, стремясь переманить к себе жильцов новых домов, применяют грязные методы. Как правило, они обещают сверхдешевые тарифы, на самом деле не обеспечивая необходимый спектр услуг по обслуживанию домов. В итоге, проживание в таких домах становится не комфортным, а тарифы потом все равно повышаются.
Что касается письма, мы решили разобраться во всем на месте, и первым делом отправились непосредственно к дому, где проживает наша читательница Смирнова А.В. Нас сразу же приятно удивил идеальный порядок, царящий на придомовой территории: чистота; аккуратные, не переполненные мусорные контейнеры; контейнеры у подъездов; прекрасное состояние благоустроенной детской площадки; скамеечки. На газоне мы увидели свежий чернозем (позже нам объяснили, что здесь УК высадит деревья и выравняет участок под газон, словом, благоустроит территорию).
Чтобы пообщаться с сотрудниками УК «Город Менеджемент», звоним по телефону, указанному на сайте компании (его легко удалось отыскать в поисковой системе). Дозвонились сразу же, и нас пригласили в офис, расположенный в первом подъезде. Войдя в дом, мы невольно залюбовались качеством отделки подъездов – такое не часто увидишь даже в домах бизнес-класса.
Тарифы
В офисе компании мы застали мастера и инженера, которым показали письмо и задали вопрос: почему, по их мнению, некоторые жители не довольны УК. Точнее, большинство жителей довольны, но нескольких человек не устраивает тариф.
— Сейчас тариф установлен на уровне 16,90 руб/кв.м, но мы готовы снизить его до 15,47 руб/кв.м, о чем и собираемся сообщить жильцам на общем собрании, которое состоится 8 июня, — объясняет нам мастер Марина Шурова. — Некоторые жители хотят, чтобы тариф был еще меньше, но это не позволит нам качественно оказывать услуги и проводить должное обслуживание оборудования. Ведь мы обеспечиваем нормативные сроки службы оборудования, что снижает потребление ресурсов (при этом экономя деньги жильцов). Это почему-то не берется в расчет некоторыми собственниками.
— В таком случае вы можете пояснить, какие еще услуги оказывает ваша управляющая компания?
— Конечно. Например, базовый тариф рассчитан исходя из стоимости уборки лестничной клетки стандартной пятиэтажки, площадь которой составляет, по-моему, около 10 кв.м. В нашем же доме площадь лестничной клетки и коридоров одного этажа – 63 кв.м, что более чем в 6 раз больше. Также убирается коридор цокольного этажа, где у нас расположены кладовки. (Мастер Елена сверяется с документами) Самое интересное, что в соответствии с п.3.2.7. Постановления Правительства РФ от 27 Сентября 2003 года №170 УК имеет право производить уборку лестничных клеток и коридоров раз в месяц. Мы же в соответствии с внутренней технологической картой проводим уборку не реже одного раза в неделю, а сейчас, в период, когда в большинстве квартир идет ремонт — гораздо чаще. Вы можете убедиться, что в подъездах чисто…
Произвол
Вот, оказывается, в чем кроется основной подвох со стороны УК, которые предлагают заниженный тариф! На вполне законных основаниях они могут доводить дом до плачевного состояния и всегда ссылаться на заниженный тариф. В итоге жителям ничего не остается, как соглашаться на повышение тарифа, однако реальную ситуацию в доме эта мера, как правило, не меняет. Жильцы вынуждены страдать от произвола недобросовестных УК.
Правда
В разгар нашего разговора с мастером приехал директор УК Станислав Назаров. Ему мы задаем тот же вопрос о тарифе и получаем обстоятельное разъяснение:
— Основным элементом тарифа является оплата услуг по оптимизации объема коммунальных услуг для жителей. Прежде всего это касается тепловых ресурсов. Ни для кого не секрет, что тепловики получают оплату за объем поставленного на дом ресурса по общедомовому счетчику в Г/Кал. Чтобы собрать больше средств, тепло подается в избытке, и жители этот избыток оплачивают. У нас же применяется уникальная система: благодаря тому, что транзитная теплотрасса от ТЭЦ-3 до ИТП жилого дома принадлежит ООО «Новый город», мы можем регулировать входящий теплоноситель прямо на границе с ТЭЦ! Ежедневно рано утром инженер выставляет необходимое давление на задвижке теплотрассы застройщика и созванивается с оператором ТЭЦ-3. Далее происходит сверка с показателями на входе в ИТП жилого дома для выставления минимально необходимой в соответствии со СНиП температуры. Система автоматического снятия показаний и регулировки температуры теплоносителя позволяет второму инженеру прямо из офиса УК в режиме он-лайн отслеживать изменение показателей теплоносителя…
В доказательство своих слов директор распечатывает нам документ «Ведомость учета параметров теплопотребления», в которой отслеживаются ежедневные показатели.
— Интересно, каким образом другая УК смогла бы это корректировать, не имея доступа к теплотрассе? – резонно спрашивает Назаров. — Исходя из фактических показателей теплоносителя (без учета наших корректировок) жители платили бы больше минимум на 400 рублей в месяц (!) с квартиры (средней площадью) в зимний период и на 60 рублей в месяц больше в летний период. Вот она реальная экономия, которая перекрывает затраты жителей по тарифу.
Доверенности
— Станислав, по материалам, переданным автором письма, нам стало известно, что жителей интересует еще один вопрос: почему УК брала с жителей доверенности «на представление их интересов»?
— Эти доверенности мы брали для того, чтобы централизованно оформить жителям прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, что собственно и было сделано. В последний момент на законных основаниях отказалось от заключения договоров только ООО «Тверская генерация». Благодаря наличию доверенностей жителям не приходилось просиживать в очередях и собирать весомые комплекты документов, за что многие говорят нам «спасибо».
Также доверенности с правом голоса нам давали жители, которые, например, сдают жилье в аренду и у которых нет желания приезжать на собрание. Мы можем отправлять им повестку, например, по электронной почте, а они отсылают нам скан заполненного бюллетеня. Согласитесь, это очень удобно…
О письме в ГЖИ
Был еще один вопрос, который мы решили сотрудникам УК не задавать. Это вопрос по поводу письма от Государственной жилищной Инспекции Тверской области о нарушениях в деятельности УК «Город М», которое было адресовано собственникам помещений в жилом доме. За разъяснениями мы обратились напрямую к руководителю Инспекции Татьяне Атаевой. Вот что нам ответила Татьяна Сергеевна:
— Действительно УК «Город Менеджмент» направила нам комплект документов, не разместив информацию в системе ГИС ЖКХ. Во исполнение требований Закона о ГИС ЖКХ (ч. 5 ст. 12) поставщики информации, в том числе организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, определенную ст. 6 Закона о ГИС ЖКХ. Также комплект документов, изначально предоставленный УК, не соответствовал требованиям Приказа Министерства Строительства и ЖКХ РФ от 25 декабря 2015 года №938/ПР. Позднее вышеуказанная УК всю необходимую информацию разместила и подала документы в установленной форме. Соответственно вопросов к данному юридическому лицу у нас на данный момент нет.
Вопрос
Качественное оказание услуг ЖКХ повсеместно является серьезной проблемой. Только в Тверской области ежегодно происходят банкротства множества недобросовестных управляющих компаний. На официальных сайтах поставщиков коммунальных ресурсов размещены списки компаний неплательщиков, сумма задолженностей которых действительно колоссальна. Так ООО «Тверьводоканал» управляющие компании задолжали более 225 миллионов рублей, а ООО «Тверьтепло» — более 848 миллионов рублей. К сожалению, лишь в редких случаях подобные нарушения заканчиваются реальным наказанием. В итоге от действий недобросовестных компаний страдают жители, которые, по сути, остаются должниками ресурсоснабжающих компаний. Так дешевы ли на самом деле низкие тарифы, которыми стараются привлечь к себе некоторые УК? Думаем, над этим вопросом хорошенько должны задуматься те, кто гонится за такой сомнительной дешевизной. Похоже, еще дороже выйдет.
Вывод
В результате проделанной работы мы сделали вывод: УК «Город М» добросовестно оказывает расширенный спектр услуг, при этом реально экономя коммунальные ресурсы и своевременно за них расплачиваясь (что говорит о действительной платежеспособности компании). Кроме того, мы убедились в том, что тариф УК «Город М» абсолютно оправдан и гарантирует добросовестное управление коммунальным хозяйством дома.
Возможно, сотрудники УК «Город М» недостаточно активно проводят разъяснительную работу с собственниками, поэтому у жильцов и возникают вопросы. Надеемся, что мы помогли людям прояснить ситуацию, и они примут верное решение. А выбирая на собрании УК, вспомнят народную мудрость: «Старый друг лучше новых двух».
Те же немногие, кого все-таки прельщают «низкие» тарифы другой УК, в крайнем случае всегда могут продать свою квартиру в «Новом городе» и переехать в дом с более низким тарифами, но только вот захочется ли жить в таком доме?
Игорь Николаев