Когда-то товарищ Сталин сказал сакраментальную фразу: «Кадры решают все!» С тех пор минуло 80 лет, а это изречение «вождя народов» не утратило своей актуальности. Во многом успех того или иного начинания у нас зависит от личности руководителя, его компетентности и возможностей, от грамотного подбора исполнителей.
Провозглашая свою приверженность европейским ценностям, мы в чем-то остаемся азиатами. Демократические уклады на российской почве не жизнеспособны. Либеральная вольница и свобода нравов нам чужды! В 90-е годы демократы ельцинского призыва ввергли страну в хаос и анархию, довели народ до полного обнищания. Экономическая разруха, безвластие, беззаконие поставили под сомнение само существование России, как государства.
Приход во власть Владимира Путина стал спасением для России. Люди увидели в нем защитника государства, собирателя русских земель. Запредельная популярность Путина объясняется прежде всего реализацией народных ожиданий, связанных с возрождением сильного государства. Издревле могущество державы на Руси олицетворял сильный и мудрый правитель, который властвовал твердой рукой и был отцом нации.
По сути в большинстве своем мы были и остаемся монархистами. По-видимому, это заложено в наших корнях. Мы воспринимаем только такую политическую систему, которая основана на принципах единоначалия. Еще при зарождении русской государственности наши пращуры, не сумев договориться между собой, призвали на княжение варяга Рюрика. На протяжении веков управлялась Русь князьями, царями, императорами…
После Февральской революции 1917 года, низвергнув последнего российского императора, буржуазная демократия не смогла просуществовать и года. Взявшие власть в октябре 1917-го большевики очень скоро вернулись к принципам единоначалия. В обиход вошел даже такой термин — вождизм. После фетишированного Ленина единоличным великим вождем всех народов стал Иосиф Сталин. Ступенями ниже во властной иерархии располагались большие и маленькие пролетарские вожди, которые безжалостно зачищались репрессивной машиной, подчиненной диктатору.
Менялись времена, менялись режимы и фигуры первых лиц государства. На место генсеков пришли президенты, социалистический рай превратился в общество демократических свобод. В провинции канувших в Лету секретарей обкомов, сменили губернаторы. Несмотря на наличие всех демократических институтов и развитого парламентаризма, реальная власть в России была и остается в руках федеральных и региональных лидеров. Конечно, это далеко от абсолютизма, и законодатели тоже имеют свои рычаги влияния, но…
Мы при любом политическом устройстве приходим к системе единоначалия. Таков наш многовековой выбор. Таков наш менталитет. Как говорится, какую бы партию мы не создавали, все равно получается КПСС. Под другими названиями, разумеется.
Почему я так углубился в историю и поднял эту тему? Исключительно потому, что считаю наиважнейшим событием в нашей жизни приближающиеся выборы. Нам предстоит избрать депутатов Государственной Думы, Законодательного Собрания области, местных органов власти и, конечно же, губернатора Тверской области.
После довольно большого перерыва мы снова получили возможность самим выбирать высшее должностное лицо региона. Это очень важно и ответственно. Как мы будем жить, как будут реализовываться наши права — во многом зависит от фигуры губернатора. Сейчас у людей есть возможность выбора. Нужно сделать очень обдуманный, очень прагматичный и выверенный шаг. Я не хочу заниматься здесь политагитацией, но выскажу несколько своих наблюдений, даже, если угодно, ощущений после общения с главным претендентом на должность губернатора Игорем Руденей.
Мне самому очень интересна личность Игоря Михайловича. Я стараюсь формировать свое мнение о нем, основываясь исключительно на собственных взглядах и впечатлениях. Думаю, это правильно.
Я долго не решался открыто об этом написать, но привык со своими читателями говорить начистоту. Поэтому высказываю свое мнение публично и откровенно. Игорь Руденя мне очень нравится! Наверное, я его еще мало знаю, наверное, не все так просто, как выглядит на первый взгляд… Но от своих впечатлений, от своей интуиции никуда не деться. Повторюсь: я обычный человек, склонный ошибаться и подверженный эмоциям. Но опять же по-человечески, Игорь Михайлович мне очень импонирует. И вот почему.
Он не важничает, уважительно относится к людям, умеет слушать собеседника, выражает желание помочь, не уходит от неприятных вопросов и острых тем. За внешним спокойноствием и благожелательностью в нем чувствуется твердость и решительность. В этом можно было уже не раз убедиться.
Это, так сказать, внешние впечатления. Но давайте посмотрим в практической плоскости. За несколько месяцев пребывания в области Игорь Руденя сумел подняться в рейтингах руководителей регионов на очень высокие позиции. Прежние губернаторы о таких результатах не могли даже мечтать. За этими рейтингами стоят конкретные достижения. О многих из них вы, вероятно, знаете. Напомню лишь, что Руденя уже привел в область крупных инвесторов с миллиардными проектами. Под его имя дали солидные федеральные деньги на развитие дорожного хозяйства. К нам уже поступили столичные трамваи и коммунальная техника. Крупные предприятия Верхневолжья, наконец-то, получили огромные заказы от государства и теперь точно будут эффективно работать. Игорю Михайловичу удалось заручиться поддержкой Президента страны и реанимировать, казалось бы, похороненные проекты, такие, как строительство Западного моста в Твери.
Знаете, лично в меня он вдохнул оптимизм, струю свежего воздуха. Появилась надежда на улучшение социально-экономической ситуации в области, надежда на общее улучшение нашей с вами жизни. Как хочется в это верить! По крайней мере не верить — нет никаких оснований.
Для меня очень важно, что отношение Игоря Рудени ко многим проблемам абсолютно совпадает с моим. Уверен, оно созвучно и вашим мыслям. Смотрите, среди основных задач исполняющий обязанности губернатора видит коренное изменение положения в нашем здравоохранении. Здесь полный развал и бардак. Но Руденя бросился разгребать эти «авгиевы конюшни». Уже начали достраиваться корпуса районных больниц, взяты под контроль вопросы финансирования, обеспечения лекарствами, изучается проблема нехватки персонала. Думается, в ближайшем будущем будут приниматься серьезные кадровые решения.
Игорь Михайлович намерен навести порядок в тарифной политике, в расценках при строительстве дорог, жилых домов и промышленных объектов. Взять под контроль миграционные потоки в регионе, избавиться от вороватых и неэффективных управленцев и чиновников.
Впрочем, о планах и перспективах можно говорить очень много. Важно другое. Руденя на удивление быстро окунулся в круг региональных проблем и уже начал их решать.
В завершении этого непростого для меня разговора хочу поведать вам еще одно важное, на мой взгляд, наблюдение. Игорь Руденя действительно интересуется и жизнью области, и ее достопримечательностями. Вот был я недавно в музее Валентина Серова в Домотканове. Разговорился с сотрудницами, и они мне рассказали, что недавно у них побывал исполняющий обязанности губернатора. Приехал в выходной сам на машине, как частное лицо. С интересом познакомился с экспозицией музея, показав, что искусство, и в частности живопись, для него не пустой звук. Приятно удивился я и его очень грамотным суждениям о коллекции полотен нашей картинной галереи. Я увидел перед собой уже не просто успешного и опытного чиновника, а разносторонне развитого человека, интересующегося культурными богатствами тверского края.
Такие вот мои впечатления об Игоре Михайловиче Рудене. Может быть, они не в меру сумбурные, эмоциональные. Но уж как есть. Я просто поделился с вами своим мнением и нисколько не хочу его навязывать.
Дмитрий Фадеев