Звезда кинематографа откровенно рассказывает о самом главном в ее жизни
У Веры Глаголевой этот год юбилейный — актриса и режиссер отметила 60-летие.
Зрители старшего поколения помнят ее по фильмам «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Сошедшие с небес». Сейчас же она больше известна как режиссер получивших признание картин «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война», «Случайные знакомые» и, конечно же, совместной с Францией и Латвией картины «Две женщины», в которой снялся великолепный Рэйф Файнс.
Актерская карьера Веры Глаголевой началась, когда она после окончания школы случайно попала на съемочную площадку к своему будущему мужу — режиссеру Родиону Нахапетову, снимавшему фильм «На край света». А вот о том, как дальше складывалась ее творческая жизнь, как удавалось совмещать профессию и семью, Вера Глаголева рассказала нашему корреспонденту.
— Вера Витальевна, вы состоявшаяся актриса и режиссер, при этом мама трех замечательных дочерей. Как вам удается сохранять баланс между работой и личной жизнью, семьей?
— Я считаю, во всем нужно искать золотую середину. А в семье многое зависит от женщины, от ее способности сохранять гармонию в душе. Поэтому не нужно пренебрегать своей личной жизнью во имя карьеры. Нужно просто правильно расставить акценты, уделяя время и тому и другому. В наше время жизнь требует от женщины мужества и более активной позиции, чем во времена героев Тургенева. Образ женщины-домохозяйки канул в прошлое. Должно быть какое-то дело, ведь когда дети вырастают, женщине нужно чем-то занять себя. И это дело должно быть любимым, чтобы захотелось уделять ему свое свободное время. Только тогда женщина сумеет раскрыть свой внутренний потенциал.
Режиссура
— Вы мечтали когда-нибудь, что станете режиссером?
— Я не могла даже подумать, что когда-нибудь смогу сама снимать кино. Хотя были, конечно, наблюдения за каждым режиссером, с которым я работала. Ведь если актер выходит на площадку — существует потребность взглянуть на себя со стороны, глазами режиссера, понять его сверхзадачу. Все это по крупицам откладывалось во мне и куда-то уходило в глубину — ведь я не думала, что это мне когда-то пригодится.
— Кто стал вашим «крестным отцом» в режиссуре?
– Я помню, как в 1988 году Валентин Константинович Черных во время очередной беседы на фестивале вдруг спросил: «А что, тебя режиссура интересует?» Я вдруг как-то неожиданно для себя выпалила: «Да!» Сама себя сначала испугалась. Но потом поняла, что это было мое внутреннее решение, моя давняя потребность. И он пригласил меня к себе в объединение «Слово», которое до сих пор существует, и попросил принести сценарий короткометражного фильма. «Я же не могу взять кота в мешке — мне нужно знать, что ты можешь»…
— Но вы ведь так и не сняли эту короткометражку — вашим режиссерским дебютом стала полнометражная картина. Как это случилось?
— Да, когда у меня появились продюсеры, они сказали, что им нужен полный метр. И я начала искать другой сюжет. Мне попалась удивительная история. Это был сценарий Светланы Грудович, который впоследствии и лег в основу моего первого фильма «Сломанный свет». Трогательная история об актерах, которые так и не смогли найти себя и вынуждены были проживать чужие жизни наяву: кто-то стал дворником, кто-то рано ушел из жизни, кто-то спился… Такая пронзительная поэтика была в этом сценарии. И когда я показала его продюсерам из кинообъединения «Эдельвейс», они без колебаний ответили: «Да». Это было настоящее женское кино: сценаристом, режиссером и продюсером стали женщины. Я пригласила сыграть у меня своих друзей: Александра Феклистова, Игоря Золотовицкого, Светлану Смирнову. Даже Маргарита Терехова согласилась у меня сниматься в роли примы. И получился фильм «Сломанный свет». Я сама в нем сыграла главную роль. Но после этого опыта я решила, что никогда больше у себя сниматься не буду: это безумно тяжело.
— Но после этой картины у вас был большой перерыв — целых 15 лет вы не снимали…
— Да, в начале 90-х все пошло кувырком, обрушилась система проката. И только в 2005 году я закончила свою вторую картину «Заказ». Это был уже не дебют, а полноценный фильм.
Картины
— Начиная с какой картины вы почувствовали, что состоялись как режиссер?
— Этапной я могу назвать картину «Одна война». С нее началась моя вера в себя как в режиссера, появилась уверенность. В «Одной войне» очень точно попали с решением образа героя Александра Балуева. Он охраняет женщин, которых все считают врагами народа и предателями за связь с фашистами. И когда война заканчивается, мы видим на его глазах слезы — он понимает, что ждет этих женщин дальше.
— Ваш фильм «Две женщины» получил огромное количество наград на фестивалях. Как вам удалось создать в нем столь неповторимую атмосферу?
— На картине «Две женщины» еще в подготовительном периоде мы с оператором выстроили весь наш мир. Пересмотрели огромное количество картин великих живописцев XIX века — учились у них работать со светом, цветом. И было очень приятно, когда зрители говорили про ожившие полотна Сороки, Венецианова, Федора Васильева, Бориса Мусатова. Есть сцена, когда налетает ветер, и герой Александра Балуева убирает снопы. Очень много оказалось картин на эту тему: перед грозой, уборка урожая… Мы постарались их воссоздать.
Интуиция
— Многие режиссеры на съемочной площадке – диктаторы. А вы?
— Мне кажется, что моя режиссура построена на интуиции. У меня есть принцип: мне актеры могут предлагать, и если это меня убеждает — я иду на это. Это прекрасно делает Саша Балуев, которого я очень люблю снимать. Он — особенный человек в моей жизни, с ним очень многое связано. Он и в работе совершенно потрясающий, и в жизни очень цельный…
— Сложно ли было работать с зарубежными актерами? Каков на съемочной площадке знаменитый Рэйф Файнс?
— Картина снималась в Смоленской области в имении композитора Михаила Глинки. Файнс настолько был увлечен произведением Тургенева, нашим мировосприятием, природой и колоритом, что очень органично вошел в образ Ракитина. Теперь сложно представить, что это мог бы сыграть кто-то другой. Ведь такой актер, как Рэйф Файнс — просто воплощение дворянина ХIХ века, которого отличали благородство и истинное великодушие. Артист такого уровня даже без слов может передать те оттенки чувств, то любовное томление, которое овладевает его персонажем.
Личное
— Как ваши близкие воспринимают ваше занятие режиссурой?
— Мне повезло: мой муж Кирилл понимает меня и нормально воспринимает мой ненормированный график работы и частые командировки. И все же в семье он — всему голова. Женщине нужно уметь ценить своего супруга и позволять ему быть ведущим. Иначе в семье возникают конфликты. Сложнее было с детьми — приходилось часто оставлять моих девочек с родителями. Но я думаю, излишняя опека также не идет детям на пользу — они вырастают несамостоятельными и избалованными. Я стараюсь не лезть в личную жизнь детей. Я думаю, они это ценят.
— Как вам с таким напряженным графиком удается сохранять прекрасную форму?
— Это очень просто: нужно больше двигаться и меньше есть. Был в моей жизни момент, когда я начала поправляться. И когда я посмотрела на себя в зеркало — вдруг увидела там незнакомую мне женщину. Я срочно приняла меры: просто уменьшила свои порции. И без всяких диет, благодаря прекрасной генетике, вскоре вернулась в норму. Для современной женщины очень важно следить за собой: есть меньше мяса, больше двигаться и, конечно же, любить и быть любимой.
Семья
— Каковы ваши семейные ценности?
— Мы живем одной большой семьей в загородном доме на Николиной горе. Возвращаться после активного дня в свой дом, где тебя ждет большая семья, очень приятно! Я уже не только мать, но и бабушка. Это помогает осознать родство нескольких поколений, найти общий язык и поддержать друг друга. Как же здорово, когда мы все собираемся за большим столом! Я считаю, что именно большие семьи — самые крепкие и счастливые. Мне, конечно, очень повезло, что после развода с Родионом Нахапетовым я встретила Кирилла. Он прекрасно относится к Ане и Маше — моим дочерям от первого брака. У нас есть и общая дочь Настя. Мой муж обожает делать нам подарки. И мы ценим его за щедрость и доброту и стараемся поддерживать тот позитивный настрой, который он дарит нам всем.
— Какой, на ваш взгляд, должна быть современная женщина, хранительница очага?
— Для женщины очень важно уметь сохранять мягкость, нежность, сглаживать конфликты. В современной жизни так много стрессов, и если еще приносить это домой, то скандалов и ссор не миновать. В молодости я была слишком бескомпромиссна, но сейчас стараюсь сглаживать острые углы. Между супругами должны быть взаимопонимание и взаимоуважение и, конечно, любовь. Семья очень важна для женщины — это та гавань, где она становится самой собой и дарит свою любовь близким.
— Каким будет ваш следующий фильм?
— Я бы хотела сосредоточить все свое внимание на русской классике. В ней есть то очарование, те моральные ценности, которые сейчас почти утрачены. «Две женщины» можно назвать моей первой картиной в этом направлении. Долгое время я думала над постановкой истории любви Тургенева и Полины Виардо, но пока эта тема под вопросом… Для меня понятно одно: мое время — это ХIХ — начало ХХ века. Моя тема — это, конечно, человеческие чувства, любовь. Любовь — этот тот бездонный океан, в который можно погрузиться с головой…
Агнесс Вевер