Так ответил самый эпатажный музыкант на вопрос: что делать родителям, если их дети матерятся?
Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров давно снискал славу российского короля эпатажа. Он — поющий сатирик, регулярно сочиняющий острые композиции на злобу дня, причем частенько – с использованием лексики, именуемой ненормативной. Но в нашей беседе Сергей (который в новом телесезоне вместе с Софико Шеварднадзе будет вести на Первом канале телепередачу «Про любовь») раскрылся с неожиданной стороны.
Мы с удивлением узнали, что вне сцены и экрана, в обыденной жизни музыкант — любящий и заботливый отец, большой знаток философии и литературы и обладатель тонкого чувства юмора. Мы с удовольствием поговорили с Сергеем о русской поэзии, воспитании детей. И о его любимом герое — поросенке Хрюше из передачи «Спокойной ночи, малыши!».
— Сергей, еще недавно вас обвиняли в том, что ваша песня «В Питере – пить» является пропагандой алкоголя. И вот прокуратура официально объявила, что это не так. Какова была ваша реакция?
— Я обрадовался, что в прокуратуре есть вменяемые люди с прекрасным чувством юмора. Поймите, не все искусство – пропаганда. Я уже давным-давно говорил, что и книги не нужно воспринимать, как инструкцию или объяснительную. Тогда, простите меня, получается, что Гёте пропагандирует связь с сатаной. Давайте запретим его.
— А в чем тогда смысл песни «В Питере — пить»? О чем она?
— Моя песня – преодоление строчки Андрея Вознесенского: «Питер питерпитерпитерпи терпи», где Питер привязан к слову «терпи», где Питер – город без надежды, город страдания, он показан абсолютно серым. Я эту конструкцию попытался разрушить. И мне кажется, что это удалось. Вы говорите «Питер» — и сразу возникает ассоциация со словом «пить» — и слава Богу! Ведь это город-праздник.
Запреты
— Вы сами не раз сталкивались с цензурой. К чему, на ваш взгляд, ведут запреты?
— Все запреты ведут только к одному — к изощренности ума.
— Сергей, и все же: то вы исполняете композиции такого рода, как «В Питере – пить» — то становитесь автором песни-заставки к детской программе «С добрым утром, малыши!». Многие видят в этом некий диссонанс.
— А что тут такого? Одной рукой – одно, другой – другое. Это никак не мешает. Да и все эти обвинения в пропаганде, опять же – вы знаете, прокуратура сказала, что все хорошо. А прокуратуре надо верить.
Ответственность
— Расскажите, о том, как создавалась песня. Какие задачи перед вами были поставлены заказчиками?
— Задача была сформулирована довольно просто: песня должна быть в качестве будильника — то есть, надо было сделать «бодрячок». Это то, что первым утром услышат и дети, и не дети. Она должна бодрить, веселить, поднимать с кровати, и так далее. Мне сразу было ясно, что это должна быть мажорная гармония, довольно бойкий ритм и не много слов — поскольку с утра много слов никому не нужно, они только раздражают. Это вам не «Спокойной ночи, малыши!», где можно размеренно рассказать, что «спят усталые игрушки». С утра подобные речевые обороты неуместны. Я написал вначале один куплет, думал сделать стандартную структуру: куплет-припев-проигрыш. Потом понял, что я не укладываюсь во время, потому что она должно звучать 30 секунд или минуту. Поэтому я сделал песню, состоящую из трех припевов. Мне кажется, что она получилась. Надеюсь, что детишкам ее слушать не страшно. Хотя я знаю, что многие дети любят «Ленинград», несмотря ни на что. И воспринимают мой голос, как некоего Бармалея, что мне дико приятно.
— А по времени придумывали ее долго?
— Сочинил я ее очень быстро. Это как одна минута – и вся жизнь. Но попросили меня заняться ее разработкой месяцев девять назад, и работать я начал не сразу. Сначала у меня не было времени, потом нужно было разобраться с тем, что слушают дети, к чему они привыкли… Наша группа очень серьезно подошла к этому заданию. Я уже давно не помню таких сосредоточенных лиц у музыкантов. Чтобы трубач мне восемь раз сказал: «Нет, я перепишу трубу — я здесь не очень хорошо сыграл»! Когда мы писали эту песню, я подумал, что, может быть, мы созреем и для детского альбома. А почему нет? Детьми в этом плане мало кто занимается. И приходится это делать вот таким вот неоднозначным и одиозным персонажам, как я.
Подарок
— То есть, пока у вас только одна детская песня?
— У меня есть три песни. Они абсолютно детские. Я их еще почти никому не показывал — только самому узкому кругу. Скажу, что детям они нравятся. Но этот альбом надо к чему-то приурочить. А может быть, я их просто подарю детскому телеканалу, да и все…
— Известно, что и эту песню-заставку вы написали бесплатно. Почему согласились на такое условие?
— Я многое делаю бесплатно, к своему сожалению. Понимал, что вряд ли кто-то из российской эстрады создаст что-то действительно энергичное. Поэтому я согласился. Про грустное, про размышления, про несчастную любовь, про крутизну – про это многие могут написать. А вот создать энергичное – нет. А я пропагандист хорошего настроения!
— Кстати, какой ваш любимый персонаж из программы «Спокойной ночи, малыши!»?
— Мне всю жизнь нравился Хрюша. Он привлекал меня своим хулиганством и свинством.
Уместность
— Вы — автор песни для этой передачи. Но если бы вдруг оказались на месте Николая Валуева — стали ведущим программы — чему хотели бы научить детей?
— Если судить по моим детям — то чему-то, видимо, могу научить: одна – студентка философского факультета, а второй показывает какие-то выдающиеся результаты по математике.
— У вас и дети такие талантливые! А вы их били ремнем в воспитательных целях?
— Нет, детей никогда не бил.
— А что делать, если дети не слушаются, отбились от рук? Как опытный отец, скажите, как их воспитывать?
— Да разные дети бывают. В этом вопросе нет никакого шаблона. Это вам не логарифмическая линейка.
— Тогда такой вопрос. Сейчас дети довольно рано начинают ругаться, в том числе, употреблять нелитературные выражения. Как можно их отучить от этой привычки?
— Нужно воспитывать в детях чувство вкуса, чувство такта. Это самое главное! Есть такое слово: уместность. Оно должно присутствовать во всем. Есть вещи, уместные где-то, есть вещи неуместные. Вы же не можете не ходить в туалет, но делать это на стул – некрасиво, правильно? Вот и всё.
Екатерина Шитикова