В Москве состоялось вручение кинематографической премии «Ника». В театре «Московская оперетта», где проходила в нынешнем году торжественная церемония, казалось, яблоку негде было упасть: небольшое фойе едва вмещало весь киношный бомонд, пришедший узнать, кому в этом году достанутся заветные статуэтки.
Началась церемония с грустных нот – помянули недавно ушедшего из жизни режиссера Алексея Германа, показав фрагмент его последней картины «Трудно быть богом». Минутой молчания почтили память безвременно ушедшего из жизни Андрея Панина, посмертно получившего «Нику» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за картину «Искупление». Приз за актера получил его друг, режиссер Александр Прошкин.
— Печально и грустно, когда «Ника», эта замечательная барышня, догоняет людей уже в другом пространстве, — вздохнул Сергей Гармаш, передавая статуэтку. — Я думаю, в этом зале много людей, для которых Андрей Панин стал частью их жизни…
Лучшие
Лидерами по наградам стали картины «Орда» и «Фауст». Как «Лучшую женскую роль» оценили работу Розы Хайруллиной в фильме «Орда». В номинации «Лучшая мужская роль» дали сразу две статуэтки: победу разделили Максим Суханов, сыгравший русского святого — святителя Алексия в фильм «Орда», и Антон Адасинский — за роль Мефистофеля в фильме «Фауст». Триумфатором «Ники» стал Александр Сокуров: он признан лучшим режиссером 2012 года, а его фильм «Фауст» назвали лучшим фильмом. Без наград остался лидер другой кинематографической премии — «Золотой орел» — фильм Карена Шахназарова «Белый тигр».
Признание
— На эту сцену выхожу я второй раз, — сказал, подойдя к микрофону, Андрей Кончаловский, сменивший на посту президента «Ники» Алексея Баталова. — В первый раз это было четверть века назад, когда «Ника» родилась. Она тогда дала жизнь моей картине, которая двадцать лет пролежала на полке (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — авт.). И это вызывает у меня ощущение благодарности и любви. То было потрясающее время, когда подул ветер свободы — когда люди поняли, что можно не шептать, а полным голосом говорить правду! В этом смысле «Ника» — уникальное явление, которое должно жить. Спасибо за оказанное доверие — я постараюсь пего оправдать!
Богатыри
Эльдар Рязанов, который в последнее время из-за проблем со здоровьем в свете практически не бывает, на сей раз сделал исключение – только лишь для того, чтобы наградить и поздравить Инну Чурикову. Актриса вместе с супругом Глебом Панфиловым в этом году получила награду в номинации «Честь и достоинство».
Участники вручения – представители «старой гвардии» — держались бодро и то и дело отпускали шуточки в свой адрес.
— Поскольку «награждантов» два, то мы пришли сюда вчетвером, — сказал Эльдар Рязанов.
— Лия Ахеджакова и три богатыря: Эльдар Рязанов, Михаил Швыдкой и Александр Ширвиндт! – прокомментировал Юлий Гусман.
— Сборная команда богатырей! – сострил Эльдар Рязанов, которого поддерживали под руки. — Сначала я хочу сказать два слова Инночке, которую я люблю и обожаю — втюрился в нее без памяти! Она – великая, гениальная актриса. Но сегодня мы ее чествуем не за это, а за честь и достоинство, то есть — за ее человеческие качества. А их у нее — навалом! Но об этом небольшой доклад сделает Лиечка Ахеджакова, которую я тоже обожаю.
Предложение
— Мне много есть чего сказать, но я Юлика боюсь, — тихо начала Лия Ахеджакова, и зал взорвался от смеха. – Инна, помнишь, мы играли в ТЮЗе: я – мальчика Федора, а ты — Бабу Ягу, которая превратила его в дерево? И я весь спектакль лежала. И читала сценарий, который был напечатан в «Искусстве кино», про Таню Теткину, «В огне брода нет». И вот занавес, я выскакиваю к Инне и кричу: «Инна, вот для тебя сценарий! Какой-то Панфилов написал… Ты должна попробоваться! Ты рождена для этой роли!» А она спокойно так произносит: «Да я уже попробовалась!»…
— Я тоже очень взволнован, — произнес в своей невозмутимой манере Александр Ширвиндт, и зал снова взорвался от смеха. — Я в свое время начал вручать «Нику» за пиротехнику второго плана… И вот — дорос до Инночки… Инночка и Глеб в этой номинации — одни из последних, кому по достоинству можно дать награду «за честь». А в будущем, возможно, придется ввести номинацию — «За потерю чести и достоинства»…
Зал дружным хохотом оценил по достоинству «ценное предложение» художественного руководителя Театра Сатиры.
Но Чурикова не стала продолжать шутливую игру слов.
— Благодарю всех, кто решил, что я и Глеб достойны высоких званий человека, — сказала актриса, принимая награду. – Я раньше все время думала: как долго бежит время, какое оно длинное. А оказывается — оно очень короткое, оно быстро, и вот уже надо подводить какое-то итоги… Спасибо! Глеб – действительно человек чести и достоинства. Жалко, что он заболел – поверил Онищенко, что эпидемия гриппа закончилась…
— Очень не вовремя он заболел, — посетовал Рязанов. — Передай наш общий привет Глебу! Я счастлив и горжусь тем, что у меня — такие потрясающие друзья!
И довольный тем, что выполнил свою почетную миссию в полной мере, в сопровождении супруги Эммы покинул церемонию…
Алена Афанасьева