Региональный минздрав занял более чем странную позицию по вопросу закупки лекарственных препаратов для льготников.
Дикая, потрясающая своей коррупционной составляющей, информация стала известна нашей редакции. Если факты, о которых нам сообщили руководители некоторых лечебных учреждений Твери, подтвердятся, то сотни тверских льготников в следующем, 2017 году, останутся без жизненно необходимых лекарств.
Ежегодно руководители лечебных учреждений составляют заявки в областное министерство здравоохранения, содержащие перечень и количество необходимых лекарств для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Специалисты минздрава рассматривают ее и составляют разнарядку, в которой количество лекарственных препаратов может оказаться меньше заявленного (увы, таковы реалии нашей жизни). При этом главный врач подписывает свою заявку, а региональный министр здравоохранения – разнарядку от министерства. Все ясно и понятно. Но этой осенью, похоже, чья-то недобрая воля установила свои правила…
«Заявки»
Разнарядка волшебным образом превратилась в заявку. Как так? Очень просто: главные врачи, отправившие заявки, … получили их назад, но только переделанными! И этот вариант (по сути, представляющий собой разнарядку от минздрава) должен подписать руководитель лечебного учреждения – дескать, это и есть его заявка. Однако в этой новой заявке в разы (а то и в десятки раз!) не хватает необходимых (зачастую дорогих) лекарств, а количество ненужных (в основном, дешевых) – значительно больше! А это значит, что люди, страдающие серьезными хроническими болезнями — онкологическими заболеваниями, диабетом и другими – с нового года могут остаться без жизненно необходимых препаратов.
К примеру, в одной из заявок дешевый препарат, обладающий седативным действием, был указан в количестве около 100 упаковок, а больницу заставляют взять его более 1000. В то же время гипогликемического препарата, необходимого для больных диабетом, заявленного главным врачом в количестве почти 3000 упаковок (по 600 рублей каждая), в переделанной заявке – вдвое меньше. Количество дорогого инсулина, упаковка которого стоит около 3000 рублей, в новой «заявке» сокращено на четверть, и более чем вполовину меньше заявленного указано количество препарата, необходимого больным лейкозом (стоимостью около 700 тысяч рублей за упаковку). И так далее.
Скрытый смысл всего этого для нас немного прояснился, когда нам стало известно предположение о том, что дешевые лекарственные препараты закупаются тверским минздравом у ОГУП «Фармация» по цене намного выше обычной…
При этом, когда льготники недополучат лекарства или вообще останутся без них, отвечать придется руководителям лечебных учреждений – ведь под заявками стоят их подписи. И минздрав тут ни при чем!
Дефицит
На днях к нам в редакцию обратилась наша читательница, молодая женщина по имени Наталья. Она с семьей живет в Твери. К сожалению, у Натальи, как у многих жителей тверского региона, выявлено онкологическое заболевание. Женщина проходит лечение в областном онкодиспансере, специалисты которого делают все возможное, чтобы ей помочь. Три сеанса химиотерапии дали положительные результаты, и есть надежда, что болезнь удастся победить. Но беда в том, что из-за индивидуальных особенностей организма Наталья очень тяжело переносит химиотерапию, и по медицинским показаниям ей рекомендован препарат «Ксалкори». Лекарство хорошее, вот только стоит оно очень дорого – средняя цена его 250 тысяч рублей и более. У Натальи и ее семьи нет таких денег. Правда, этот препарат можно получить по квоте регионального минздрава. Однако не все так просто. Заявка на «Ксалкори» была сделана еще летом, но до сих пор Наталья получить его не может. Сначала пообещали, что необходимый препарат будет в сентябре, а теперь – только после торгов, которые состоятся после 20 октября. На лекарственном складе «Ксалкори» по квоте нет, отсюда можно предположить, что для льготников нет никакого резерва. Но вот вопрос: после торгов появится ли этот препарат и многие другие в нужном количестве? Как видим, необходимые лекарства могут отсутствовать…
В сентябре Наталье пришлось пройти еще один курс химиотерапии, который она пережила очень тяжело. Женщина боится, что так и не получит «Ксалкори» — тогда очередную химиотерапию она может просто не пережить.
Увы, подобная зловещая ситуация с недостатком лекарственных препаратов может сложиться для сотен больных уже с нового года.
Сговор?
Странную позицию занял тверской минздрав в вопросе согласования заявки. Как нам стало известно, этой осенью главные врачи, вместо того, чтобы, как обычно, прорабатывать вопрос заявок для льготников с отделом лекарственного обеспечения регионального минздрава, вынуждены сами напрямую общаться с представителями ОГУП «Фармация», которое является торгующей организацией и преследует, естественно, прежде всего, свои коммерческие интересы. Получается, что заявки от государственных лечебных учреждений утверждают торговцы, а не специалисты минздрава!
По информации, поступившей к нам, заявки от главврачей переделывает непосредственно начальник отдела ОГУП «Фармация» Дмитрий Ткач, активное участие в этом процессе принимает также Константин Глубоковский – замдиректора государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области «Медицинский информационно-аналитический центр». Кстати, Глубоковский является заместителем председателя комиссии по формированию и защите заявок на лекарственные препараты для льготников. Возглавляет комиссию заместитель министра здравоохранения Тверской области, начальник управления лицензирования и обеспечения деятельности медицинских организаций минздрава Сослан Тебиев. В комиссию входят и другие представители минздрава, а также замдиректора «Фармации» Лариса Гусева. Что интересно, при утверждении заявок на льготные лекарства по правилам должны присутствовать главные профильные специалисты минздрава области (главный гематолог, пульманолог, онколог и так далее – всего 23 врача). Однако, как мы узнали, всех их негласно отстранили от этого процесса. Хотя в формировании заявок эти специалисты, естественно, принимают непосредственное участие, предоставляя сведения главным врачам.
Вообще, все это смахивает на преступный сговор с целью получения немалой прибыли. Хитроумные манипуляции с заявками наводят на мысль, что махинации с лекарствами прокручиваются не только с ведома, но и по инициативе тверского минздрава.
Ситуация более чем серьезная, и, как нам стало известно, ей уже вплотную занимаются представители тверского отделения Общероссийского народного фронта. В настоящее время готовится представление в правоохранительные органы.
Картина вырисовывается просто ужасная. И если информация, поступившая к нам, подтвердится, то после нового года для больных, имеющих право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение, может наступить катастрофа.
Наша справка
Лет шесть назад нынешний заместитель директора «Медицинского информационно-аналитического центра» Константин Глубоковский проходил фигурантом по громкому уголовному делу по факту хищения денежных средств в особо крупном размере. Тогда он был проректором по хозяйственной части в Санкт-Петербургском медицинском университете им. И.П. Павлова. По версии следствия, при заключении контрактов на приобретение томографов и другого оборудования для медуниверситета было похищено не менее 117 миллионов бюджетных рублей. Кроме того, как сообщали центральные СМИ, руководство вуза подозревалось в завышении объемов работ по ремонту и строительству и присвоении 14 миллионов рублей.
Данный материал редакция «МВ» просит рассматривать, как обращение в Федеральную службу безопасности России и прокуратуру.