Был такой абстрактный анекдот:
"Бежит горшок по лесу. Обхватил голову руками и громко причитает:
— В душу, в душу насрали!"
Вспомнил его неслучайно. Достаточно посмотреть вокруг, как становится гадко и муторно на душе. Понимаешь, что мы живем хуже, чем в ночном горшке. Только в отличие от анекдота, мы сами гадим себе на голову.
Растаял снег и обнажил городской пейзаж до неприличного, скотского состояния. Всюду горы мусора, пустых бутылок, пакетов, использованных презервативов, собачьего и, простите, даже человеческого дерьма. Скажете, что я сгущаю краски? Да нисколько! Выгляните в окно или просто взгляните себе под ноги… Кругом какой-то мусорный апокалипсис. Кое-где все же проглядывают островки чистоты: значит, здесь недавно поработал дворник или прошел субботник.
Кстати, о дворниках. Эти персонажи становятся усилиями управляющих компаний все более виртуальными и оставляют о себе след лишь в зарплатных ведомостях. Интересно только, кто реально получает эти незаработанные деньги. Между прочим, деньги, которые платим мы с вами! Удастся ли решить нашим "пинкертонам" эту загадку?
Теперь о субботниках. В советские времена субботник был всего один, но в нем участвовали буквально все жители большой страны. Это был настоящий праздник по наведению чистоты. После таких субботников на улицах наших городов и поселков не оставалось ни одной бумажки. Нынче у нас каждую неделю объявляются субботники, но грязи при этом меньше не становится. Люди к таким инициативам относятся безучастно, и лишь жалкие кучки чиновников и руководителей проводят время от времени рекламные фотосессии с лопатами в руках.
Вообще, беззубость исполнительной власти удивляет. Управленцы, ссылаясь на несовершенство федеральных законов, только разводят руками, пытаясь оправдать собственное бездействие. Но ведь административный ресурс у них никто не отнимал и рычагов воздействия на руководителей организаций и предпринимателей предостаточно. Да и с жителями можно прекрасно взаимодействовать. Ведь по большому счету мало кому действительно нравится жить в дерьме, в окружении помойки.
Забота о чистоте в родном городе, селе, поселке должна стать делом каждого жителя. Возглавить подобный процесс очищения обязаны представители местной власти. Именно им следует озаботиться наличием урн или мусорных контейнеров, их своевременной уборкой. Ну куда, в самом деле, выкинуть обертку от шоколадки или окурок сигареты, если на протяжении всей улицы нет ни одной урны? Люди привыкают к тому, что урны отсутствуют, привыкают к необходимости бросать мелкий мусор на землю.
А ведь еще совсем недавно в бытность главой Твери Олега Лебедева в областном центре делались серьезные шаги для превращения города в ухоженную, чистую и в буквальном смысле цветущую столицу Верхневолжья. Улицы и скверы тщательно подметались, кругом высаживались цветники и разбивались клумбы, в достаточном количестве устанавливались урны. Интересно, что каждом районе города урны красились в соответствующий цвет.
Нынче картина совсем неприглядная. Мусорные контейнеры неделями не вывозятся с тверских дворов, а вокруг жуткого вида мусорных площадок выросли настоящие свалки. И поделать наша администрация с этой вакханалией грязи и заразы ничего не может. Или не хочет.
Мы постепенно привыкаем жить в дерьме, жить на помойке. Нас уже это не раздражает. Мы уже перестали обихаживать тропинки возле частных домов, прочищать канавы, подновлять заборы. По периметру дачных кооперативов тянется гигантская полоса отчуждения из бытовых отходов, мусора, выброшенных старых вещей. Такая же картина и возле элитных коттеджных поселков с величавыми домами и коваными оградами. Меняется лишь уровень достатка, но не уровень воспитания людей.
Посмотрите, во что превратились наши излюбленные места отдыха. Как загажены берега рек и озер, какое жалкое зрелище представляют леса и парки! Люди приезжают пожарить шашлыки, искупаться, приятно провести время на лоне природы… Только от природы уже мало чего осталось. Кругом-то помойка. Но этого уже никто не замечает. Словно так и должно быть. После очередной компании гора мусора еще больше вырастет. И так будет продолжаться и дальше.
Мы живем на помойке. И наша бытие уже мало чем отличается от жизни деградировавших бомжей на городских свалках. Наши прямые сближаются. Что ждет наших детей?
Дмитрий Фадеев