В Твери идет подготовка к празднованию 75-летия освобождения Калинина.
В преддверии 75-летия освобождения Калинина своими воспоминаниями о войне с нами поделились те, кто стоял на защите города.
Николай Григорьевич Каштанов всю войну прошел с 31-й армией, а призвали его на фронт, когда ему было 17 лет. Молодым бойцам пришлось тяжело: мало того, что они еще толком винтовку держать не умели, учиться приходилось с пустым желудком.
— А вот вы представьте – день, два, четыре без еды, каково? Ладно, летом я еще пойду, липовых листочков найду, травки какой-нибудь – всяко пожевать можно, а зимой что? Стали ходить к командиру, говорим – сколько без еды можно? А у него самого ничего нет, — рассказывает Николай Григорьевич.
От голода темнело в глазах и на ногах твердо стоять не получалось, и в таком состоянии Николай Каштанов еще и ходил в разведку в оккупированный Калинин.
— Нас через Волгу под охраной перевели, а дальше мы с товарищем – пешком, как будто гражданские, — вспоминает Николай Каштанов. — Потом докладывали, что там немцы делают, а они уже в отступление на тот момент собирались…
Калинин
22 октября в 31-ю армию поступил приказ перейти в наступление и совместно с 29-й и 30-й армиями освободить Калинин. Противник перекинул значительные силы, и это помешало выполнить приказ в кратчайшие сроки – знаменитая Калининская наступательная операция началась 5 декабря.
Николай Григорьевич Каштанов вспоминает, как из города уходил последний немец – по проспекту Калинина фашисты увозили на лошади гаубицу:
— Каким был город после оккупации, вы меня, пожалуйста, не спрашивайте. Мой дом в Заволжском районе от бомбардировок сильно не пострадал – вот и все, что знаю. У нас ведь не было времени остановиться, оглядеться – война ведь на этом не закончилась. Конечно, нас вдохновила первая победа, и мы с новыми силами побежали дальше регион освобождать.
Бои, вспоминает ветеран, шли подчас круглые сутки, не прекращаясь. В одном из них он получил ранение.
— Я никогда не думал, что так бывает: взрыв сильный рядом — и в глазах потемнело, — говорит Николай Григорьевич. — Совсем ничего не вижу, а мысли пока сохраняю, и думаю – ну всё, нет у меня ноги. Боль была невероятная. Потом 5-7 минут прошло, постепенно всё светлее, светлее – и я вижу! Оглянулся – а нога при мне. Хоть на этом спасибо…
Праздники
Из-за ранения красноармеец попал в госпиталь, и это, по его словам, спасло ему жизнь – дальше армия вела бои в Ржеве, и вернуться из них было практически невозможно. Всего за время войны у Николая Григорьевича Каштанова было два ранения, и после каждого он снова попадал на первую линию фронта. Встретил победу в центральной Германии, в 60 километрах от Берлина.
— Конечно, мы уже знали, что победа за нами останется, но когда это объявили, когда взят был Берлин… О, конечно, тут радость такая! От радости мы не знали, куда себя деть – прыгали, катались, кувыркались. Ну, молодые были…
Для Николая Григорьевича Карташова 9 мая и 16 декабря – одни из самых важных праздников. Ветерану уже 92 года: и возраст, и ранения (два осколка до сих пор в его ноге) дают о себе знать – передвигается он медленно и только с тростью. И все-таки ни разу пока городских мероприятий по случаю этих праздников не пропустил.
В этом году традиционно будет подготовлена обширная программа для ветеранов. При этом она включает в себя не только 16 декабря – мероприятия начинаются уже со следующей недели.
– Мы проведем цикл мероприятий, связанных с вручением юбилейных медалей нашим защитникам, – рассказала заместитель главы администрации Твери Любовь Огиенко. – Уже подготовлено около 1200 медалей для пяти категорий: ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники, жители блокадного Ленинграда и вдовы погибших защитников Отечества.
Мероприятия состоятся в школах и дворцах культуры, воспитанники которых подготовят выступления для ветеранов.
Управление информации
Администрации города Твери