К нам в редакцию обратилась с письмом жительница Твери Марина Вениаминовна Чуб. Мы уверены, что это письмо, полное боли и негодования, не оставит равнодушными наших читателей.
«Как участковый врач м/р «Южный» Навалова Н.Д. «убила» мою мать!
Случилась эта трагедия 24 марта. Умерла моя любимая мамочка: добрый, тихий и ласковый человек!
В моих глазах потухли все краски земли. В квартире пусто и безысходно. Жить неинтересно и не хочется!
Рядом была всегда она – Нина Петровна Романова – бывшая учительница английского языка гимназии №44.
История гибели мамы такова.
7 марта она упала, сломала плечо. В больнице №6, в «травме» наложили лангетку и отправили домой. Постепенно внутренняя сторона руки начала темнеть. Мы обратились в «Скорую помощь», и нам посоветовали вызвать участкового врача, которая могла бы и должна бы вызвать впоследствии травматолога на дом из-за нетранспортабельности мамы.
22 марта в 13.15 сын в поликлинике оформил вызов врача на дом. В 14.10 разъяренная, в дурном расположении духа, с криками она переступает порог нашей квартиры.
Привожу дословно лексику госпожи Наваловой:
— Почему так поздно делаете вызов?
— Я что, до вечера должна по всем вам бегать?
— Я тут уже увольняться собралась – еле-еле главврач уговорила – работать некому!
И далее – в том же духе. Я была шокирована этим разнузданным и бесчеловечным, не имеющим ничего общего с медицинской этикой поведением врача. За свои 55 лет я такое видела впервые.
Я вежливо попросила: «Не кричите, раз уж вы пришли, посмотрите мою маму». Но бешеный ор продолжался… Дама нехотя, с обиженной физиономией, в грязных сапогах и с немытыми руками рванула в спальню к больной 80-летней маме.
В спальне кошмар продолжался и набирал новые обороты.
Я показала снимок плеча – врач не хочет смотреть, говорит, что ничего не понимает. Кое-как, под моим нажимом посмотрела руку. И понеслось!
В присутствии моей больной мамы-гипертоника, человека с одной почкой, дословно:
— Чего вы тут сидите с такой рукой?
— Вы что, не соображаете, что надо немедленно ложиться в больницу?
Только в реанимации больницы №6, в неврологическом отделении мы узнали, что давление мамы зашкаливало, и верхнее его значение было около 300.
Почему г-жа Навалова Н.Д., имеющая высшую категорию врача, не померила, прежде всего, давление, не поговорила с пациенткой спокойно?
Бездушие и черствость этой дамы (не хочу называть ее врачом) поражает! Страшно вызывать врача на дом.
Далее, вдоволь наоравшись, небрежно выписав направление в «травму» больницы №6 и заставив нас срочно туда ехать, Навалова рванула из квартиры…
Неужели нельзя было вызвать меня в коридор квартиры и все обговорить? Зачем надо было травмировать психику больного человека, взвинчивать ему нервы и поднимать этим самым давление пациентки до запредельных высот?! Где жалость к женщине, страдающей жуткой гипертонией? По сути, госпожа Навалова Н.Д. своим порочащим профессию врача поведением, вызвала за 10 минут у мамы обширнейшее кровоизлияние в головной мозг, кому и впоследствии смерть, наступившую 24 марта в 10.50 в реанимации больницы №6.
Моей маме только что исполнилось 80 лет. Но она была моложава, энергична и очень хотела жить!!!
Я обвиняю г-жу Навалову в смерти мамы. Дома всегда были лекарства, уколы – все необходимое, чтобы предотвратить трагедию.
Хорошо, если все больные в м/р «Южном» этой даме надоели, то даю ей дельный совет: пусть ищет другую профессию, где успешно проявились бы необыкновенные навыки и способности сотрудницы гестапо.
А что за объяснения я получила от главного врача поликлиники в м/р «Южный»?… «В поликлинике некому работать!» А как же наличие в Твери медакадемии, известной на всю страну? А тверской минздрав бездействует?
И еще мне намекнули: «Если вы заболеете, то к вам домой придет только г-жа Навалова»…
Да, понимаю, работать сложно, тяжело. Не нравится – уходи! Ищи себя в жизни!
Нет больше моей чудесной мамы! Невыносимо страдать дальше.
После случившегося очень многие жители нашего района негативно высказывались по поводу черствости, невнимательности и явного непрофессионализма г-жи Наваловой. Все сходились в одном мнении: в нашей медицине царит беспредел. Не все пишут и говорят о своих невзгодах – боятся!
А ведь живет г-жа Навалова – спит, ест, смотрит телевизор – а знает ли она, что я схожу с ума от горя?! И невдомек ей, что на похоронах, на кладбище у старшей сестры мамы – заслуженной учительницы – случился микроинсульт. А расстроенные родственники, возвращаясь в Москву, от слез и переживаний чуть не погибли в дороге.
У меня одно желание – чтобы Навалова была дисквалифицирована… А если г-жа Навалова «всплывет» в какой-нибудь частной клинике – люди, бойтесь ее и будьте бдительны!
… Недавно в СМИ был упомянут новый указ Думы – 2 миллиона рублей за врачебную ошибку. Он в стадии разработки, но, может быть, это отрезвит некоторых «шальных» врачей…
Чуб Марина Вениаминовна
P.S. Я бы хотела найти поддержку у людей, которые помогли бы мне справиться с горем и просто выжить.»
Ответ
На запрос «МВ» по поводу письма М.В. Чуб министерство здравоохранения Тверской области прислало нашему изданию официальный ответ, в котором говорится, что «врач общей практики Навалова Н.Д. характеризуется, как грамотный и вежливый специалист. Ранее нарушений правил этики и деонтологии ею не отмечалось». И далее: «Министерством здравоохранения Тверской области главному врачу ГБУЗ «ГКБ №6» указано на соблюдение требований порядков и стандартов оказания медицинской помощи больным хирургического профиля, а также соблюдение правил этики и деонтологии. Более подробные сведения о проведенной документарной проверки качества оказания медицинской помощи Романовой Н.П. вам не могут быть предоставлены в соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Марина Вениаминовна Чуб также получила ответ из минздрава на свою жалобу, который привезла к нам в редакцию для опубликования. Результаты проверки вызвали у женщины возмущение и недоумение. С немалым удивлением Марина Вениаминовна узнала, что «врачом общей практики Наваловой Н.Д. при осмотре пациентки на дому состояние расценено, как удовлетворительное, отмечалась субфибрильная температура, артериальное давление 120 и
— Мама была гипертоником, у нее давления меньше 160/80 вообще не бывало, — утверждает Марина Чуб. – Да и не измеряла Навалова у мамы давление, а уж тем более температуру – это наглая ложь!
«… Проверить многие факты (грубое отношение врача к вам), описанные в вашем обращении, не представляется возможным, — читаем в ответе минздрава. — В объяснительной записке врач общей практики Навалова Н.Д. сообщает, что действовала в рамках своих должостных обязанностей. Разговаривала с вами корректно. По сведениям, полученным от администрации ГБУЗ «ГКБ №6», врач Навалова Н.Д. характеризуется как грамотный и вежливый специалист, ранее нарушений правил этики и деонтологии не отмечалось».
Одно нарушение проверка все-таки выявила: «…Оставив направление для проведения экстренной консультации врача-травматолога или хирурга врачом Наваловой Н.Д. допущено нарушение порядка оказания экстренной медицинской помощи больным хирургического профиля (врач самостоятельно не вызвала санитарный транспорт для пациентки)».
— А по телефону сотрудница тверского минздрава Т.В. Евсеева сказала мне, что у моей мамы был такой «букет болячек», что она могла умереть в любую минуту, — говорит, плача, Марина Чуб.
От редакции: Мы соболезнуем Марине Вениаминовне и согласны с ней: молчать о случившемся нельзя. Увы, хамство и компетентность тех, от кого мы ждем помощи, похоже, начинает приобретать массовый характер.
Недавно к нам по телефону обратилась еще одна читательница и рассказала о том, как накричала на всю ее семью вызванный участковый врач. Люди просто оторопели от такого хамства. Мало того, пациенту, у которого болело горло, врач приказала «не дышать» на нее! Толком не осмотрев больного, врач приказала ему ехать в стационар, заявив при этом: «Я его лечить не буду!». Однако в больнице удивились: пациент вовсе не нуждался в госпитализации, и диагноз, поставленный участковым врачом, был ошибочным. Выяснилось это при простом осмотре горла дежурным врачом. Через несколько дней заболел еще один член этой семьи, но вызвать участкового врача люди на этот раз испугались, предпочтя заняться самолечением. А если жаловаться в минздрав, то, сами понимаете, хамское отношение участкового врача им также не доказать – снимать на видео визит медика никому в голову не пришло.
Как нам стало известно из неофициальных источников, в тверском минздраве полно жалоб пациентов на медиков. А медики, в свою очередь, продолжают увольняться. Работать в Твери и области, действительно, некому – ни на участках, ни на «Скорой». Причина проста: много работы – тяжелой, отнимающей здоровье — и мало денег. Зарплата тверских медиков в разы (!) меньше, чем московских (тех же бюджетников). Тем же, кто пока остается, приходится выдерживать колоссальную нагрузку, обслуживая пациентов за себя и за «того парня». Создавшееся положение напоминает «революционную ситуацию» — помните из уроков истории: «Верхи не могут, а низы не хотят»? Увы, «верхи», действительно, упорно никак не могут «заметить» катастрофического положения в тверской медицине, при этом бодро рапортуя о реализации федеральных программ здравоохранения и профессионально отвечая на жалобы пациентов. И это самое страшное, потому что такая позиция власти лишает нас – и пациентов, и медиков — всякой надежды на исправление сложившейся ситуации. Может быть, пора признать пугающую истину: система здравоохранения в Тверском регионе развалена: врачи разбежались, пациентов лечить некому? Признать, чтобы, может быть, еще успеть реанимировать нашу медицину.