Когда-то Владимир Маяковский восторженно писал о русском языке:
"Да будь я хоть негром преклонных годов, и то б, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!"
Ленина давно уже нет, да и восторгов по его персоне заметно поубавилось, но русский язык по-прежнему велик и могуч, и значение его трудно переоценить. Да, когда-то, следуя призывам трибуна и восхищаясь успехами первой страны социализма, русский язык пытались выучить даже преклонных годов негры. Увы, прошли годы, и уже миллионы так называемых "россиян" вообще не владеют русским языком. При этом они живут и работают в России, являются гражданами нашей страны.
Кто же эти люди? Конечно же, бывшие иностранцы или, как их теперь называют, мигранты. За последние 20 лет после крушения СССР они расселились по российским городам и весям, правдами и неправдами получили здесь гражданство и чувствуют себя настоящими хозяевами жизни.
Мы всегда были рады гостям. Россия нуждается в рабочих руках. Многие регионы испытывают нехватку населения. Восполнить демографические провалы, обеспечить производства и сферу обслуживания необходимым количеством рабочей силы и специалистов как раз и призвано привлечение приезжих из ближнего и дальнего зарубежья. Но любые миграционные процессы должны быть строго контролируемыми. У нас так не произошло. По разным причинам все было пущено на самотек, и в результате мы имеем то, что имеем.
Россию захлестнула волна миграции. Мы даже не знаем, сколько у нас приезжих, где они живут, чем зарабатывают на жизнь. Самое страшное, что приезжие не ассимилируются с местным населением, а стараются жить обособленными анклавами, вытесняя, выдавливая, вольно или невольно, представителей титульной нации. Они создают собственный бизнес, живут по собственным законам и укладам, говорят на своем языке, одеваются в традиционные национальные одежды и ведут себя, как в своих кишлаках и аулах. При этом они чувствуют себя здесь хозяевами, и подстраиваться под наши условия не спешат или не считают нужным. У нас в Твери уже появились целые микрорайоны, где приезжих большинство. Есть школы с преобладающим числом учеников не русской национальности. И там возникают нешуточные проблемы.
В последние годы взаимоотношения между местным населением и приезжими становятся все более натянутыми и непростыми. Все чаще возникают конфликты на бытовой почве. Они базируются на межэтнической враждебности, но правоохранительные органы, как обычно, все списывают на банальное хулиганство. Но когда не принимаются меры к пресечению, не воздается должное наказание, создается ощущение безнаказанности и вседозволенности.
Обидно сознавать, но порой приезжие плюют на наши традиции и обычаи, игнорируют общепринятые нормы поведения. Хамство и бескультурье, пренебрежительное отношение к коренным жителям вызывают законное возмущение и протест. Тихое недовольство людей из кухонь и курилок постепенно перетекает на улицы и площади. Прошедший митинг в Твери на Советской площади — первая ласточка массового открытого возмущения бесконтрольной миграцией с юга, беззубой и невнятной позицией властей по национальной политике. Почти уверен, что подобные протестные акции будут отныне происходить и впредь. Дай бог, чтобы они не выходили за рамки митингов.
Обстановка накалена до предела, и сейчас даже незначительное происшествие может спровоцировать серьезный конфликт. Поэтому мы просто обязаны удержать ситуацию в рамках правового поля. Стихийный бунт всегда страшен. Русский бунт — страшен вдвойне.
Пришла пора браться за решение уже давно назревшего национального вопроса. Власть не должна строить из себя невинную девственницу. Ей следует продемонстрировать силу и непреклонность в достижении цели, бескомпромиссность при осуществлении поставленной задачи. Возможно, с точки зрения поборников демократических свобод и правозащитников, повизгивающих за долларовые подачки, это будут непопулярные решения. Но они необходимы, они будут всецело одобрены коренным населением.
Кстати, в странах Запада, где власть старается защитить национальную целостность и самобытность, уже давно существуют весьма строгие законы в отношении приезжих. Они касаются и возможности оформления вида на жительство, получения гражданства, права на работу, да и самого въезда и сроков пребывания в стране. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите на наших соседей: Эстонию, Латвию, Финляндию. Миграционные законы в этих государствах очень строги. В них прописаны все нюансы, вероятность двойного толкования и коррупционных действий сведена к нулю.
Полагаю, и нам необходимо перенять опыт соседей. Прежде всего, нужно ввести обязательный визовый въезд в Россию. Нарушителей вносить в "черные списки" и применять к ним уже уголовную ответственность. Следует многократно сократить квоты на рабочие места для гастарбайтеров, ужесточить санкции для принимающих организаций. Нужно срочно принимать Закон о русском языке. Все иностранцы и даже приезжие из национальных российских автономий при устройстве на работу или получении вида на жительство обязаны сдать экзамен на знание русского языка, как письменный, так и устный. И процедура эта не должна быть формальной. Могу авторитетно заявить, что ни в Эстонии, ни в Финляндии экзамен на знание государственного языка не сдать без серьезной подготовки. Иногда на это может потребоваться несколько лет!
О получении гражданства, прописки, возможности открыть собственный бизнес — вообще разговор особый. Такого права нужно добиваться годами: добросовестным трудом и безупречной репутацией.
В нашем случае, исходя из российских реалий, следует тщательно проанализировать и проверить всех бывших иностранцев, получивших гражданство РФ за последние 10 или 15 лет. Не сомневаюсь, что большинство новых россиян стали таковыми за взятки. Поэтому чиновников из паспортных столов и миграционной службы также необходимо подвергнуть тотальной "чистке".
Я не сказал и не придумал ничего нового. В упомянутых странах, а подобный список значительно шире, все это давно работает. Работает эффективно и без сбоев. А у нас, вероятно, руководители зачешутся только тогда, когда прольется большая кровь. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Я с болью пишу о национальных проблемах отнюдь не из-за своего отношения к приезжим. Нас воспитывали в духе интернационализма, и убеждения менять очень трудно. Нам ведь действительно нужны дополнительные трудовые ресурсы. У нас действительно большие проблемы с демографией. Но это не значит, что нужно привечать здесь кого попало. Слишком много криминальных и асоциальных элементов хлынуло в Россию вместе с трудовыми мигрантами. А у нас и своих искателей приключений хватает. Надо принимать и обустраивать только нужных и достойных людей. Тех, кто едет сюда честно трудиться, воспитывать и учить детей, тех, для кого русский язык перестал быть иностранным, а соблюдение наших правил и традиций стало нормой. А российский паспорт достоин обрести лишь человек, для которого наша страна стала новой Родиной, и он готов, не щадя себя, встать на ее защиту.
Такие люди есть среди приезжих. К сожалению, мы их не замечаем. Наше внимание и помыслы прикованы к тем, кто ведет себя нагло и недостойно, кто бросает тень на всех остальных.
В деревне Рагодино под Тверью живет семья фермера. Михаил — так он называет себя на русский манер — уроженец Азербайджана. Женился на местной девушке. У них сейчас прекрасная, дружная, работящая семья. Трое детей. Две дочки ходят в старшие классы школы на станции Кулицкая. Они с детства приучены к труду, хорошо учатся, с удовольствием занимаются музыкой — в доме появилось пианино. Семья обеспечивает молокопродуктами всю округу и многочисленных дачников. Есть у Михаила и помощники из местных мужичков. У них постоянная работа и приличный заработок. Мишу во всем Кулицком поселении все ценят и уважают. И к нему ни у кого никаких вопросов не возникает. Таких приезжих я готов встречать хлебом-солью, а тех, у кого чешутся руки и языки — гнал бы из России поганой метлой.
Дмитрий Фадеев