Их можно назвать детьми Перестройки и Гласности: группа «На-На» появилась на свет в 1988 году. Когда жителям Страны Советов разрешили говорить на запретные ранее темы. И не только говорить, но и петь! И они вломились через эту чуть-чуть приоткрытую дверь на сцену – и сделали сценой всю страну.
Четверть века назад четверка улыбчивых и харизматичных парней — Владимир Политов, Владимир Левкин, Владимир Асимов и Слава Жеребкин – завоевала сердца миллионов. Они собирали полные залы и стадионы, а каждая их скандальная выходка становилась новостью номер один…
Прошли годы. Закончилась Перестройка, канул в лету Советский Союз, ушел в историю ХХ век… А они до сих пор живы, и здравствуют, и колесят по России и зарубежью, радуя зрителей и заставляя визжать от восторга фанаток. И даже вот «докатились» до солидного юбилея – 25-летия…
В чем секрет их «вечной молодости», как им удается 25 лет оставаться популярными? Об этом мы решили поговорить с их «папой» — создателем, бессменным продюсером и идейным вдохновителем группы «На-На» Бари Алибасовым.
— Бари Каримович, давайте начнем с самого начала: как появилось, откуда взялось такое странное, необычное название группы?
— Его прямо на сцене придумал Олег Марусев. Он был конферансье на нашем концерте и перед выходом на сцену спросил меня: «Как группу объявить?» — «У нас еще нет названия, — ответил я. – Придумай сам — скажи что-нибудь, а название мы потом придумаем». Он взял да и объявил: «Группа «На-На»!» И поменять уже не получилось. Я совсем недавно обнаружил эти первые газетные статьи о нас — они вышли буквально на следующий день, и там было написано, что появилась новая сумасшедшая группа под названием «На-На». Резонанс был очень большой, и уже никуда было не деться от этого названия — оно к нам прилипло.
Группа
— Вы вообще-то предполагали, что «На-На» станет успешной группой и просуществует столько лет?
— Да, предполагал. До «На-На» я 22 года проработал с группой «Интеграл». В ней начинали многие выдающиеся люди: Сергей Челобанов, Женя Белоусов, Марина Хлебникова, Юрий Лоза, Андрей Разин, Саша Шишигин, который потом создал группу «Комбинация», Александр Назаров, который основал группы «Форум» и «Электроклуб» и тем самым вывел на сцену Виктора Салтыкова и Ирину Аллегрову… Много было творческих людей и хороших музыкантов… Но сказать, что в «Интеграле» был такой же коллектив — сплоченный и живущий единым творческим духом, как единый организм – было бы неправдой: этого там не было никогда. А тут появились эти четверо – Левкин, Политов, Асимов и Жеребкин — три Вовы и один Слава — и когда я, впервые проводя собрание, стал по своей привычке орать на Политова, Вова Асимов сказал: «Если ты будешь орать, мы сейчас все встанем и уйдем». Он сказал за всех, и другие — молча, но единодушно — его поддержали. Я, конечно, вскипел и был готов вывернуться на изнанку в истерике: «Да кто вы такие?! Кто я — и кто вы?!» Но в ту же секунду я понял, что эти четверо станут друг другу, как родные братья! Это будет такой бастион, который не преодолеть никакому врагу! И они смогут устоять перед любыми проблемами и напастями. И они в таком составе десять лет вместе продержались — причем не просто продержались, а все это время были моими вдохновителями, творческими моторами. Ведь, по справедливости говоря, «На-На» — это выдающийся эксперимент на нашей российской музыкальной сцене, и эта группа заложила многие основы того, что сегодня называется шоу-бизнесом.
Эпатаж
— «На-найцы» всегда славились своими яркими экстравагантными костюмами…
— Да, они были просто сумасшедшие! «На-На» вышла на сцену в костюмах Славы Зайцева — это случилось на международном фестивале, когда в СССР впервые приехали европейские звезды поп- и рок-музыки. И это были не пошитые им для нас костюмы, а одежда из его гардероба! Нам просто не в чем было выйти на сцену. И чтобы не опозориться, я позвонил Славе и попросил выручить. Он пригласил нас к себе домой и вывалил на пол из своих шкафов все, что там было: «Примеряйте!» И мы в его личных костюмах впервые вышли в на большую сцену.
— А потом он создавал ваши концертные костюмы?
— Да, Слава сделал нам многие первые провокационные костюмы. А потом за это дело взялся еще более провокационный человек – его сын Егор Зайцев – и его костюмы тоже очень необычные.
— Особенно эпатажным было ваше первое десятилетие…
— Да, первые десять лет были переполнены самыми необычайными экспериментами — и на сцене, и над зрителями. Ведь «На-на» несла и несет по сегодняшний день одну главную идею: человек – это звучит гордо. Человек независим, человек свободен, человек сам по себе высоко духовен и добр. Вот это все «На-На» говорила и показывала со сцены, и пыталась людям открыть глаза на то, что человек ценен сам по себе, без всяких идеологий. Было много всяких провокаций — и культурных, и духовных, и эстетических… И естественно, мотором каждой провокации был я. Но и ребята тоже на самом деле были великие творцы. И их с самого начала спаяло то духовное единство — когда они встали против меня, как партизаны на расстреле… И это единство очень помогало — мне с ними было необычайно легко работать…
Везение
— А из-за чего ушел Володя Левкин? Неужели действительно из-за женщины?
— Конечно, только из-за нее! Из-за девушки, которая, собственно говоря, и разрушила его жизнь! А после того, как он записал не нее квартиру, тут же его бросила. И когда Левкин попал в больницу со страшным диагнозом – лейкемия — и там он оказался один, рядом были только его близкие – первая жена, мама, ну, и иногда навещали наши ребята…
— Очень жаль, что так случилось — Володя Левкин очень органично вписывался в эту четверку…
— Конечно! Они были даже больше, чем братья — «На-найцы» были как близнецы! Они друг друга очень хорошо чувствовали и понимали — хотя по характеру совершенно разные. И при этом так гармонично сливались, что создавали нечто большее, чем просто эстрадный коллектив.
— Как вы умудрились так удачно их подобрать? Был большой кастинг?
— Нет – просто повезло! Мне никогда больше так в жизни не везло – ни до, ни после! Я не зря упомянул об «Интеграле»: там за 22 года ни разу не собирался такой органичный состав. И состав этот подобрался совершенно случайно. А будь он другим, я бы никогда не смог сделать на сцене то, что мне удалось с «На-На». Мы сделали за это время восемь или девять шоу — гигантских, грандиозных, равных которым не было ни до нас, да и сейчас — я же смотрю наши шоу — сейчас тем более нет ничего похожего! И сейчас это стоит каких-то сумасшедших американских денег! Если это и возможно — то, может быть, только на уровне Первого канала. А моя заслуга только в том, что я – талантливый и гениальный режиссер…
— Скромно…
— Да, и, кроме всего прочего, еще и естественный и органичный провокатор! Ведь на сцену-то не я выхожу. И какие бы провокации я ни задумывал — реализовывать их на сцене должны были они.
Провокация
— Какую из провокаций вы считаете самой удачной?
— Самая главная провокация – когда они вышли на сцену с голым задами! И это было в концертном зале «Россия»! Люди вопили, вызывая по нескольку раз на бис… Ну, и дальше мне приходилось очень много экспериментировать. Мы выступали с джазовым оркестром Олега Лундстрема — по тем временам это был небывалый эксперимент! Мы играли с симфоническим оркестром Вероники Дударовой. В одной из программ мы собрали на одной сцене настоящий интернационал: черных девочек из Лас-Вегаса, ансамбль с Дальнего Востока, с Чукотки, музыкантов из Боливии, Перу и из Африки. И все были поражены: насколько органично все это слилось на сцене! Самые разные музыкальные жанры: и симфонический оркестр, и джаз-оркестр, и рок-группа, и довольно непринужденная и неприхотливая эстрадная музыка — и все это очень органично слилось. Эту программу публика принимала на ура. Наше шоу посетил Ролан Быков, он после концерта подошел и сказал: «Я мечтал о том, чтобы самому такое поставить!» И мы, кстати, были единственными — и до сих пор остались единственными исполнителями на российской сцене, которые поют духовную музыку! Мы выпустили целый концерт духовной музыки — начиная от такого сложнейшего, даже для профессиональных хоров, произведения, как «Молитва» Павла Чеснокова. И это — тоже провокация, потому что никому не приходило в голову петь церковную духовную музыку на «попсовой» сцене. А мы это делали для того, чтобы дать понять, насколько многообразен внутренний мир человека… Кроме того, мы пели на тайском языке, и нас принимала королевская семья Таиланда — и это тоже своего рода провокация, потому что никто, как правило, за пределы своей музыкальной культуры, своего привычного мира никогда не выходит. А мы целый альбом выпустили на тайском языке! В общем, много было всего…
— Откуда вы черпаете энергию для всех ваших идей?
— Не знаю — наверное, от мамы с папой. Я же родился в Семипалатинской области, в сорока километрах от ядерного полигона. И все от первой до последней атомной бомбы испытывали на моей башке! Наверное, оттуда и энергия… А еще — мне многое интересно, люблю все области знания: и астрофизику, и генетику, и даже пытаюсь анализировать это все, и собственные идеи публиковать…
— Юбилей – повод осмыслить и оценить пройденный путь. Есть что-то такое, что бы вы сейчас сделали по-другому?
— Нет! Я все сделал идеально! Идеально и безупречно.
Алена Афанасьева