Давно известно, что все антиалкогольные законы принимаются не для злоупотребляющих граждан, а как раз для непьющих. Парадокс, конечно, но вся так называемая борьба с пьянством затрагивает интересы именно редко выпивающих людей. Впрочем, у нас всегда так: за все расплачиваются исключительно законопослушные сограждане. Это касается и оплаты коммунальных услуг (частенько не только за себя), и алиментов, и штрафов, и всевозможных лицензий на рыбалку и охоту, и покупки акцизных товаров.
Люди асоциальные ничего подобного не делают, но при этом продолжают пользоваться благами цивилизации, досаждая всем окружающим. На них давно махнули рукой, с ними даже не хотят связываться. Их не штрафуют за распитие алкогольных напитков в общественных местах, за сквернословие и вызывающее поведение, их даже не забирают в вытрезвитель или в полицейский участок. Смысла нет — ведь взять-то с них нечего!
Вот и получается, что законы для таких общественных паразитов не писаны. А мы своим равнодушием и попустительством создаем благодатную и питательную почву для существования всякого рода тунеядцев и алкашей. А между тем эти, с позволения сказать, люди — для общества абсолютно бесполезны. Напротив, они вредны, ибо являют собой дурной, но заразительный пример аморального и бездельного существования. Ничего не производя и не создавая полезного, они лишь только жрут, пьют и гадят. А еще приворовывают по мелочам, тащат из дома последнее, обирая своих же детей и близких. Бремя земной жизни таких граждан оплачиваем мы с вами. И не только оплачиваем в виде счетов и налогов, но и расплачиваемся своими удобствами и комфортом.
Нет, в самом деле, смотрите, что происходит. Вот в многоквартирном доме какая-то семья не платит за коммуналку, и их долги так или иначе вешают на остальных. Это и мытье лестниц, и уборка территории, и оплата света и воды в местах общего пользования, и обслуживание лифта и прочее. Из-за многочисленных "зайцев" РЖД повышает стоимость проезда в электричках, и расплачиваться опять же приходится нам – людям, уважающим закон.
Мне иногда непонятна мотивация при принятии различных ограничительных законов и решений. Во имя чего это делается? Против кого они направлены? Чего мы хотим в результате добиться? Очень много вопросов вызывают постановления, ограничивающие продажу алкоголя. Конечно, появление запрета на продажу выпивки в ларьках я полностью поддерживаю. Вообще, спиртное должно продаваться только в специализированных магазинах и под строгим контролем госорганов. Было бы правильным и вовсе вернуться к государственной монополии не только на продажу, но и на производство алкогольной продукции. И не было бы тогда ни левой водки, ни суррогатов под видом вина. Не было бы и трагедий, связанных с отравлениями некачественными напитками. Ведь ядовитое пойло сплошь и рядом распространяется через легальные торговые сети. Очень часто отраву маскируют под видом элитной водки, коньяка или виски. Жертвами от употребления такой продукции становятся вполне приличные люди.
Алкаши и граждане, регулярно выпивающие, в магазинах отовариваются спиртным крайне редко. Поэтому всевозможные меры по увеличению стоимости вино-водочной продукции, оплаты дополнительных акцизов, ограничение временных рамок продажи алкоголя на эту категорию лиц совершенно не действуют. Им это все по барабану. Ну не употребляет пьющее сообщество французские коньяки, итальянские вина или шотландское виски. И без разницы «сидящим на стакане» массам, во сколько прекращается продажа этих самых коньяков — в девять вечера или в одиннадцать.
Зато нормальные люди порой от таких запретов испытывают неудобства. Я сам недавно оказался в подобной ситуации. Нагрянули совершенно неожиданно институтские друзья — сто лет не виделись. Накрыли на стол, да за разговорами как-то позабыли, что ничего из приличного спиртного в доме нет. В ближайшем супермаркете после 21 часа уже нельзя было приобрести даже дорогое и элитное спиртное. Ничего не поделаешь: закон есть закон. Пришлось довольствоваться напитком истинных демократов — чаем.
Для пьющей публики никаких запретов нет, и нет никаких проблем приобрести дешевую выпивку. Сделать это можно в любое время дня и ночи. Вариантов здесь сколько угодно. Можно отправиться к местной самогонщице и приобрести доморощенное изделие хоть на вынос, хоть в разлив. Гражданам, менее притязательным и более стесненным в средствах, предоставляется возможность купить разбодяженную "химию" или суррогат на основе технического спирта. Но есть, как говорится, способ лучше: дешевле, безопаснее, качественнее. И главное — добыть такой алкоголь можно в любое время суток. Причем вполне легально.
Настоящий рай для пьющих земляков создан в аптечных сетях областной столицы, да и не только в ней. Явление это у нас повсеместное. Ни для кого не секрет, что в наших аптеках можно купить прекрасные спиртовые настойки вроде классической "Настойки боярышника". Утром во многих аптечных пунктах за этим "лекарством" выстраиваются очереди больных и страждущих. Многие откупоривают волшебные пузырьки тут же, не отходя от кассы. Не знаю, сколько и каких акцизов взимают за такую продукцию, но стоит она смехотворно дешево, если сравнивать с магазинной водкой. Неслучайно, что популярность подобных животворящих напитков поистине огромна.
Наверное, многие аптеки могут безбедно жить, лишь продавая изделия подобного рода. Кстати, сейчас ассортимент спиртовых настоек в фармакологических учреждениях весьма широкий и достойный. Но вот что удивительно: хиты продаж не красуются на витринах. Ходовой товар в рекламе не нуждается. Народная тропа истинных гурманов к нему не зарастает.
Главным открытием последнего времени, снискавшим заслуженное уважение и лавры ценителей этого божественного напитка, стал "Асептолин". Научное название не должно смущать и отпугивать. Это для нас, не посвященных. А вообще "Асептолин" — это слегка разбавленный до 90 градусов спирт, расфасованный в удобные 100-граммовые бутылочки. И цена у чудо-напитка тоже привлекательная — всего 25 рублей! Пей — не хочу!
Признаюсь, я об этом алкогольно-лечебном изыске даже не подозревал. Рассказали постоянные читатели "Местного времени". Я не поленился и пошел в ближайшую аптеку на бульваре Шмидта "36,6". "Асептолина" на витрине не увидел, но знающий человек из очереди подбодрил:
— Да есть он, есть. У них все подсобки ящиками с этим "Асептолином" заставлены. Классная штука. Бери больше – не пожалеешь. Всего 25 рублей стоит!
Товарищ оказался действительно "в курсе дела", и я без помех приобрел заветный шкалик. На нем крупно красовалось "спирт 90 %" и уже гораздо мельче — "для наружного применения". Но наш народ не обманешь и не смутишь: проверено — шикарная вещь!
Может быть, я и не стал бы писать про эти лекарственные изыски и всякие перипетии с продажей спиртных напитков. Но… Есть в этой истории очень большое "НО", и по этому поводу серьезную тревогу бьют наши читатели. Тверская пенсионерка Зоя Арсеньевна вместе с группой неравнодушных жителей города составила письма в федеральные и региональные органы власти. Правда, сначала решили через нашу газету озвучить проблему и постараться ее решить на местном уровне.
А дело все в том, что крепкое зелье вроде "Асептолина" можно приобрести в наших аптеках в любое время суток! Наряду с одноразовыми шприцами и спецнаборами для приготовления дезоморфина спиртовые напитки стали самым востребованным товаром ночных аптек Твери. Именно под вывесками этих уважаемых медицинских учреждений тусуется в темное время суток весь криминальный и асоциальный "бомонд" города.
Я не могу сказать, насколько законны продажи спиртовых изделий в аптеках. Не знаю, является ли нарушением закона торговля ими в ночные и вечерние часы. В нашем законодательстве всегда было много пробелов и неточных толкований. Этим без зазрения совести пользуются не отягощенные нравственными принципами коммерсанты. Но для меня ясно одно: с таким положением дел мириться больше нельзя. Нужно принимать срочные и радикальные меры. Если необходимо — внести изменения в действующие законы. И спрос с нарушителей должен быть по всей строгости. Чтобы неповадно было…