Последние дни отсчитывает лето. Словно предчувствуя смену сезона, сама природа наводит желтый осенний макияж на деревья и кустарники, расцвечивает новыми красками сады и палисадники. И где-то уже совсем рядом сентябрь со своим первым звонком и школьными заботами.
Я люблю 1 сентября. Это какой-то особенный день с привкусом ностальгии. Смотришь на спешащих в школу ребятишек в отутюженных костюмах, на девчонок с белоснежными бантами и букетами цветов в руках, на их взволнованных родителей, и теплее становится на душе. И невольно вспоминаешь свое детство, свое 1 сентября — незатейливые букеты из георгинов и гладиолусов с дедушкиного огорода, море бантов и пионерских галстуков возле школьного крыльца, праздничные лица учителей и повзрослевшие взгляды своих однокашников…
Как же быстро летит время! Уже давно покинули этот мир многие из моих учителей. Да и ряды школьных товарищей заметно поредели. Но приходит 1 сентября, и на пороге старенькой школы педагоги, как и прежде, как и всегда, встречают своих учеников. И наполняется детским многоголосьем школьный двор, и бурлит живое море из цветов и бантов, слегка подсоленное слезами радости.
Это хороший праздник, праздник, как и Новый год, не зависящий от правителей, от политических формаций и идеологических убеждений. Этот день никто и никогда не отменит. Наступит сентябрь, и дети опять пойдут в школу. Но только нынче все будет чуточку иначе…
Большинство сегодняшних школьников придут учиться, одетые в новую форму. Уж сколько споров, сколько мнений было по поводу введения школьной формы! Сколько нервов родители потеряли в беготне по магазинам! А денег сколько потратили? Но страсти улягутся, траты забудутся, а школьная форма обязательно приживется.
Я глубоко убежден, что введение обязательной школьной формы — мера совершенно правильная и давно назревшая. В школе должен быть единый стиль одежды и единый стиль поведения. Для всех! Невзирая на национальные, религиозные особенности, на разницу в социальном положении. Школа — не ярмарка тщеславия, а храм знаний, и в нем все равны.
В 90-х, в период всеобщего распада, эпидемия бескультурья и бездуховности докатилась и до школы. Мерилом ценностей в это время становились не знания и достижения учеников, а модные шмотки и достаток родителей. Тон в школьной жизни задавали отпрыски в одночасье разбогатевших лавочников и биндюжников. Они даже могли себе позволить свысока смотреть на школьных педагогов, едва сводивших концы с концами на нищенскую зарплату и годами ходивших в одних и тех же вещах. Помню, как моя дочь-старшеклассница просила купить куртку или сапоги, "как у всех", а мы очень часто не могли себе позволить такие покупки. И не всегда детям просто объяснить, что нарядная вещь или дорогое украшение еще не главное в жизни, что есть вещи поважнее…
Социальное и материальное расслоение населения особенно остро ощущается детьми. Подросткам свойственны и невыдержанность, и отсутствие такта, и неоправданная жестокость. Несправедливость, обида, унижение могут вызвать ответную агрессию. Сколько трагедий это породило, сколько подростковых судеб было искалечено!
Школьная форма хоть как-то всех уравняет и поможет ребятам сосредоточиться на учебе. В школе надо получать знания, а не устраивать модные дефиле.
Помню, во времена нашей школьной юности все одевались одинаково скромно. Зимой ходили в школу в валенках, а одни и те же штаны носили по три года. Но даже те, кто мог себе позволить хорошую одежду, старались не выделяться. Дорогой наряд вряд ли кто-то оценил бы. Так и стоит у меня перед глазами мой приятель Сережка Кукушкин — в залатанном коротком пиджаке и в брюках чуть ниже колен. Но ни у кого его вид не вызывал ни смеха, ни колкостей. Серега был хорошим спортсменом, круглым отличником и настоящим красавцем, в которого были влюблены почти все девчонки нашего класса.
Я очень надеюсь, что система ценностей в современном обществе будет меняться. Все должно встать на свои места. Процесс этот уже начался. Введение школьной формы — очередной шаг к тому, чтобы человека ценить не по одежке, а по уму, по морально-нравственным качествам. А значит — мы на правильном пути. Как сказал бы незабвенный В. И. Ленин: "Верной дорогой идете, товарищи!"