Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизни. И сегодня многие дети куда лучше взрослых умеют обращаться и с навороченными мобильными телефонами, и с планшетными компьютерами.
Что должен делать переживающий за свое чадо родитель – покупать ребенку это чудо-устройство или ограничивать его с ним общение? Что несет в себе мобильный инструмент – необходимое малышу развитие или отвлекает его от полезных занятий?
Разобраться в этом нам помог Антон Сорин – кандидат психологических наук, опытный детский психолог, работающий с детьми и подростками, генеральный директор московского психологического центра «Квартет».
Польза
— Антон, как считают психологи: вредны ли гаджеты для детей?
— Вопрос не в этом — а в том, чего взрослые хотят добиться, предлагая ребенку гаджет. Например, если вы с ребенком вместе в путешествии (едете в автобусе, в поезде, летите в самолете) и понимаете, что, не имея увлекательного занятия, ваше чадо «снесет мозг» вам и всем окружающим — гаджет станет той самой палочкой-выручалочкой, которая спасет вас в этой и подобной ситуации. С помощью гаджета ребенок сможет с пользой провести время – поиграть в развивающие игры, посмотреть мультфильмы. Но если вы видите, что ваш ребенок «погружается» в гаджет настолько, что ему уже не интересно что-либо еще (к примеру, отдыхая на даче, вы не можете заставить его выйти на улицу, пообщаться с друзьями, сходить искупаться, потому что он целыми днями играет в игры) – тогда эта игрушка приносит вред.
Правила
— С какого возраста можно давать ребенку гаджеты?
— Начиная с года. Гаджет может стать прекрасным инструментом для развития. Но до трех лет ребенок должен пользоваться им не более часа в день, причем подряд — только 20 минут, потом еще 20 минут — после перерыва, тоже не менее чем 20-минутного — и т.д. И взрослые должны четко контролировать, не нарушается ли этот режим.
— А с чем связано такое ограничение?
— Длительное использование гаджетом приведет малыша к переутомлению, перевозбуждению его нервной системы, ребенок будет хуже спать. Кроме того, это большая нагрузка на глаза, на мелкую моторику рук.
— А есть какие-то рекомендации по времени суток: когда ребенку можно дать гаджет, а когда – уже нежелательно?
— Конечно, перед отходом ко сну заниматься с гаджетом не нужно. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения школьных уроков или разговора с родителями. Во всех этих случаях игрушки, в том числе и гаджеты, должны быть убраны. Иначе реальное взаимодействие ребенка с другими людьми будет подменяться виртуальным. Существует уже целая проблема: дети приходят друг к другу в гости с гаджетами – и вместо того, чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их общение.
Опасность
— Чтобы гаджет стал полезным инструментом для развития ребенка, чем это устройство желательно «начинить»?
— Любыми позитивными мультфильмами, развивающими играми, соответствующими возрасту ребенка. Очень важно, когда, взаимодействуя с устройством, ребенок может проявлять собственную активность: рисовать, раскрашивать, решать головоломки, какие-то логические задачи. Гаджеты и пользуются популярностью потому, что они несут в себе большое количество полезных возможностей, которых человек не имел раньше. Нежелательно, чтобы дети и подростки играли в агрессивные кровавые игры (такие игры противопоказаны в любом возрасте). При покупке не забывайте смотреть на маркировку товара. Сейчас на всей продукции, которая распространяется на территории России, есть значки с указанием возраста, для которого она предназначена.
— Понятно, что здравомыслящий родитель не купит ребенку жестокую игру, но сегодня даже первоклашки скачивают в Интернете такие игры. Как же родителю вести себя в данной ситуации?
— Для того, чтобы ребенок в своем развитии пошел по правильному пути, ему нужно обозначить этот путь. Родитель должен предложить взамен что-то более полезное. Существует множество игр без насилия и крови, рассчитанных, например, на развитие стратегии — но вместе с тем они не менее круты и зрелищны.
Воспитание
— А если, несмотря на альтернативу, ребенка все же тянет к жестоким играм…
— Значит, нужно выяснить, чем продиктована эта тяга, в чем заключается интерес ребенка. Если ребенок отвечает, что это круто — надо переориентировать его на другие игры. А если говорит, что все в классе играют в это игру — придется проводить тяжелые и заунывные беседы из серии «все играют, а ты не будешь».
— И эти беседы дадут результат?
— Дадут, но не быстро и не так легко. Тем не менее, необходима постоянная готовность родителя говорить с ребенком о том, что его интересует, и желание выслушать его мнение. А чтобы понять своего ребенка — может быть, взрослому и самому нужно попробовать поиграть в ту или иную игру. Гаджет – прекрасное устройство, которое можно использовать в том числе и для того, чтобы родители могли наладить контакт со своими детьми. Если ребенок маленький – даже полезно, когда родитель вместе с ним играет на планшете или в телефоне, обсуждает эти игры. Словом, хорошо, если родитель как можно больше времени принимает участие в той деятельности, которую выполняет ребенок с помощью гаджета, а не оставляет его надолго наедине с устройством. А то ведь как бывает: взрослый включил своему чаду мультфильм в планшете или запустил игру — и сам погрузился в собственные дела, а ребенка в это время не видно и не слышно. Это удобно, да — но не полезно! А пользу принесут любые занятия с гаджетом, если они сопровождаются общением.
Зависимость
— А при каких обстоятельствах может сформироваться зависимость от гаджета?
— Именно при тех, о которых я только что сказал: когда родители заменяют себя гаджетом. И происходит это потому, что современные мамы и папы в своей системе ценностей отводят ребенку далеко не первое место. И суть почти всех их разговоров с психологом сводится к следующему: «Дайте мне волшебную таблетку, которая сделает ребенка удобным». Но здоровый, нормальный ребенок удобным быть не может! Он может приносить вам беспокойство, хлопоты, заставлять краснеть перед соседями, получать плохие оценки и вовсе не соответствовать представлениям ваших друзей о том, каким должен быть хороший ребенок. Естественно, нужно постоянно направлять сына или дочь по правильному пути — но при этом надо воспринимать их такими, какие они есть. И обязательно учитывать их эмоции, переживания, проблемы, амбиции. Если родитель серьезно занимается воспитанием ребенка, не наказывает его бездумно, способен выслушать, поддержать, помочь в решении сложностей, которые возникают в школе, в общении с друзьями — никакой гаджет ваше чадо не испортит.
— Ну, а если ребенок дорос до 16-17 лет — и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет? Можно ли решить проблему, отняв устройство и отправив подростка, скажем, поплавать в бассейне?
— У такого взрослого «дитя» гаджет вы уже не отнимете, но можете ограничить пользование устройством. Ставьте вопрос ребром – хотя бы раз в неделю на несколько часов буквально заставьте сына или дочь отложить гаджет и выбирайтесь куда-то вместе: на прогулку по лесу, кататься на велосипедах, в кино, в музей, ремонтировать машину — куда угодно… Вся надежда — на то, что эти вылазки позволят вам выстроить какие-то отношения. Ведь ситуация, при которой ребенок в 16 лет кроме гаджета ничем не занят, могла сложиться только от отсутствия нормального общения с родителями. И вот когда отношения между вами, благодаря совместному времяпрепровождению, наладятся — вероятнее всего, вы сможете вытянуть подростка в реальное жизненное пространство. Но учтите: этот процесс не может быть быстрым и сразу успешным — он будет сопровождаться и скандалами, и недовольством со стороны выросших детей. Но по большому счету в данном случае это – единственный путь.
— И дети потом скажут за эти старания «спасибо»?
— Может, скажут, а может, и нет. Родители порой забывают, что ребенок это – бизнес-проект, который никогда не окупится. Но родитель-то обязан знать, что будет лучше для его же чада. В то же время не надо смотреть на гаджет как на некое неизбежное зло. Это всего-навсего инструмент. И от человека зависит, как он эти его использует: в помощь себе и другим — или во вред.
Наталья Колобова