Предстоящий юбилей касается судеб десятков миллионов россиян. Это событие огромного значения. Не думал я, что комсомол так здорово повлияет на мою судьбу, на мои мысли, образ жизни, что на всю жизнь сохраню я в сердце огонь незабываемой комсомольской юности.
Как и в прежние времена, очень хочется, чтобы всколыхнулись сегодня наши сердца, чтобы в них отозвалась наша юность и напомнила о чудесных днях!
Каждый из нас строил эту жизнь по-своему, и нам казалось, что не было тогда дела важней и полезней, чем то, что мы делали.
Мы такими были, мы такими остались. Наверное, с моими словами согласятся все те, кто прошел школу комсомола, и что бы ни говорили сейчас, о чем бы ни судачили те, кто хочет очернить то время, комсомол, но я счастлив, что я — частичка того времени.
А начиналось все так просто. Ноябрь 1975 года. Я делегат Торжокской отчетно-выборной комсомольской конференции. И в этот день, меня, учителя русского языка и литературы Больше-Святцовской средней школы (которую я закончил) избирают вторым секретарем горкома ВЛКСМ. Тогда я не понимал, что это за должность. Прозрение пришло позже, когда приходилось искать «выбывших», когда организовывал комсомольско-политическую учебу и т.д. Опыт, приобретенный здесь, в Торжке, помог мне, когда я стал работать первым секретарем Пеновского райкома ВЛКСМ.
…1982 год. Уже третий год после избрания меня первым секретарем Пеновского района ВЛКСМ я живу в небольшом поселке городского типа с таким красивым и необычным названием — Пено. Я счастлив, что работал в том райкоме ВЛКСМ, который возглавляла Елизавета Ивановна Чайкина. В марте 1942 года комсомолка была зверски расстреляна фашистами. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг Лизы Чайкиной потряс сердца людей. В феврале 1982 года в составе делегации от Калининской области я был направлен на встречу в город Ялту с женой писателя Николая Зотовича Бирюкова, который написал книгу «Чайка», посвященную Лизе Чайкиной.
Встреча наша проходила в музее Н.З.Бирюкова. Экспонаты музея красноречиво рассказывали о своеобразном подвиге Николая Бирюкова. Во время прохождения практики на строительстве нового цеха Дулевского фарфорового завода, в котлован, который они рыли вручную много дней, прорвались подпочвенные воды. Спасая труд многих людей, Николай бросился в ледяную воду, закрывая скважину. Он прекрасно понимал, что это для него может оказаться губительным: признаки будущей болезни уже давали о себе знать. Но разве такой человек в минуту опасности будет думать о себе? Труд десятков людей был спасен, но восемнадцатилетний Николай до конца своих дней остался прикованным к постели. Та же болезнь, что и у Николая Островского, оказалась неизлечимой. Это не сломило комсомольца. Николай поступает одновременно в Литературный институт и институт иностранных языков. В марте 1942 года произошло событие, сыгравшее особую роль в его жизни и творчестве. Подвиг Лизы Чайкиной потряс его. Он пишет киносценарий об этом событии. Затем — документальную повесть, наконец, уже в окончательном варианте, получился роман «Чайка». Первый роман о событиях Великой Отечественной войны. Его переведут на многие языки мира. Роман этот потом окажется в рюкзаках сражающихся вьетнамских патриотов. Этот роман до сих пор стоит на моей книжной полке. Роман с дарственной подписью и замечательными пожеланиями от Анны Ивановны Бирюковой, верного друга и жены писателя.
Перед глазами подвиг и его героини романа Лизы Чайкиной и его самого, тридцать лет прикованного не щадящей болезнью к постели (двигались у него только руки, голова постоянно была направлена в одну сторону). И все равно понимаю, что он был счастлив. По его признанию, лишь с того времени, когда все общественное у человека становится глубоко личным, он превращается в человека с большой буквы, именно в этом истоки большого человеческого счастья.
Так мыслили и мои товарищи по комсомолу, с которыми я работал и в Торжке и в Пено.
У нас не было почти выходных. По субботам и воскресеньям проводили конкурсы вокально-инструментальных ансамблей. На эти конкурсы приезжали ребята со всего Торжокского района и города. Субботники, выездные семинары, работа в комсомольско-молодежных отрядах …Не хватит всей газеты, чтобы все перечислить!
Мне повезло в том, что со мной везде: и в Торжке, и в Пено и в областном комитете ВЛКСМ работали люди, отдававшие себя комсомолу без остатка.
Очень хочу их вспомнить: Суслов Владимир Антонович, Антуфьев Владимир Степанович, Рева Михаил Михайлович, Карасев Валерий Павлович, Соколов Валентин Васильевич, Худяков Владимир Викторович, Сидорова Антонина Ивановна, Аксенов Геннадий Николаевич, Осипов Олег Петрович, Матвеева Елена Константиновна, Новикова Екатерина Александровна, Фадеев Дмитрий Валентинович, Дмитриев Валерий Федорович, Евдокимова Татьяна Ивановна и много, много других.
Хочу поздравить всех, кто причастен к комсомолу, кто работал вместе со мною в городе Торжке и поселке Пено, в областном комитете ВЛКСМ с праздником.
Живите той красотой, которую подарил нам комсомол. Пусть этой красотой живут ваши дети, внуки. Пусть крепким будет ваше здоровье, пусть комсомольский огонек, который зажегся тогда, когда мы впервые с ним столкнулись, вечно горит в ваших сердцах.
С праздником!
Владимир Феоктистов, председатель территориальной избирательной комиссии города Торжка, бывший второй секретарь Торжокского горкома ВЛКСМ (1975-1979 годы) и первый секретарь Пеновского райкома ВЛКСМ (1979-1986 годы).