Грустные впечатления от посещения Тверского театра юного зрителя
Когда-то я считал себя театралом. Редкую неделю обходился без похода в театр. Мы с друзьями не пропускали практически ни одной премьеры. Посещать театры было не только интересно, но даже модно. В детские и юношеские годы мы ходили в ТЮЗ, а став повзрослее – в драмтеатр. На всю жизнь сохранилось у меня какое-то особое, благоговейное восприятие театра, его неповторимой атмосферы. Вот уж действительно недаром театр принято называть храмом. К тому же сценические постановки помогали правильному прочтению и пониманию многих произведений классической и современной литературы.
Все сказанное относится к периоду с 60-х – и до середины 80-х годов. Все рухнуло с началом перестройки и последующим развалом страны. Губительная реформация не обошла и наши театры. Наступила эра бездарных режиссеров, низкопробных пьес и всеобщей безвкусицы. Новаторы сцены завели российские театры в такую трясину, выбраться из которой они до сих пор никак не могут.
Нынче я нечастый гость в «храмах Мельпомены». Меня коробят жалкие потуги театральных реформаторов, которые под видом собственного переосмысления пьесы просто уродуют спектакли, совершают надругательство над великими произведениями. Недостаток таланта и средств художественного изображения компенсируется голыми бабами на сцене, откровенной пошлятиной и развлекательно-непритязательным репертуаром. Не сложно подрихтовать и «скучную» классику: достаточно городничего в Гоголевском «Ревизоре» сделать… женщиной. Именно так и поступили в Тверском театре драмы.
Недавно довелось мне посетить тверской ТЮЗ. С театром юного зрителя у меня были связаны самые светлые воспоминания. В советские годы на его сцене блистали Ольга Солодухина, Виктор Яковлев, Дина Серебрякова, Борис Свентицкий и многие другие замечательные актеры. Яркий след оставила после себя талантливый режиссер Лариса Лелянова. На спектаклях был полный аншлаг. Со многими представителями творческой элиты театра я лично был хорошо знаком…
А какими чудесными спектаклями радовали тверскую публику тех лет тюзовцы! Прошло почти полвека, а я до сих пор помню их «Димку-невидимку», «Тигров на льду», «С весной я вернусь к тебе». Незабываемые впечатления оставляли и постановки любимых сказок для самых маленьких зрителей. Сейчас я понимаю, что их можно было считать эталонными. Я пришел в ТЮЗ, чтобы познакомить внучку с замечательным произведением Джанни Родари «Чиполлино». Удивительная, волшебная сказка, которая не подвластна времени, любимая детьми всех стран и всех поколений. Я даже сам когда-то, будучи школьником, участвовал в ее постановке в народном театре. Помнится, играл принца Лимона. Специально для спектакля были пошиты великолепные костюмы, изготовлены шикарные декорации. Всякий раз, когда давали «Чиполлино», огромный зал клуба железнодорожников «Октябрь» был полон.
Как только открылся занавес на сцене ТЮЗа, мои радужные ожидания развеялись, как дым. Вместо сказочных декораций какие-то нелепые ящики и нагромождение рекламных щитов «Кока-колы», баночных супов и прочей современной ерунды. Стало ясно: вместо детской сказки очередное «оригинальное прочтение» пьесы. Получилось, как обычно, бездарно и неинтересно. Я допускаю, что режиссерские изыски бывают уместны и порой даже удачны. Но это не про ТЮЗ! И не про классическую детскую сказку. Интересно, а на кого был рассчитан спектакль? Явно не на малышей от трех до восьми лет, которые находились в зале. Они такого новаторства не поняли и не оценили. Да и не смогли бы оценить – слишком рано для них. Для нас, взрослых, происходящее выглядело и вовсе безумием обреченных.
Так и хотелось сказать постановщикам: ребята, делайте лучше добрые спектакли для детишек и не занимайтесь фигней. Ну, зачем делать то, чего не можешь и не умеешь? Не по Сеньке шапка. Справедливости ради нужно отметить, что в спектакле все же были отдельные удачные находки, но это не спасало общего впечатления. Оно оказалось весьма удручающим. Вроде убогих ящиков и стремянок, ставшими единственными элементами декораций к детскому спектаклю.
Неудивительно, что зрительный зал единственного в области театра для детей и молодежи не заполняется даже наполовину. Жалкому зрелищу на сцене вполне соответствует и безобразно убогий интерьер партера. Выщербленные стены и потолки, осыпающаяся штукатурка и убийственный темно-серый цвет вокруг сцены. В такой обстановке не радостным детским впечатлениям предаваться, а о бренности бытия впору задумываться. Таково и состояние театрального буфета: вытоптанные половики и убогий ассортимент. Это не детско-юношеский театр, а какая-то всеми забытая богадельня. Интересно, давно ли посещали это именуемое театром заведение чиновники от министерства культуры, руководители города и области?
Такой визит давно назрел. Некогда легендарный и любимый жителями Твери и области ТЮЗ остро нуждается во всесторонней помощи и внимании. Театру необходимо вернуть былую славу и любовь почитателей. Любовь детей и подростков.
Дмитрий Фадеев