Накануне Дня Победы навещал участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, тех, кто уже по состоянию здоровья не выходит из дома. Делаю это не по велению депутатского долга, а по зову сердца. К сожалению, тесное и дружное взаимодействие с ветеранскими организациями и местным самоуправлением сложилось не на всем округе, а в основном в поселке Литвинки и поселке энергетиков. Так вот, знакомясь с жизнью наших героических стариков, разговаривая с ними, не могу отделаться от привкуса горечи. Слишком уж расходятся оптимистичные заявления наших чиновников и депутатов на праздничных встречах и мероприятиях о неустанной заботе о бывших фронтовиках с реальным положением ветеранов.
Страшно, что хорошие и правильные слова превращаются в замыленные штампы. Словно камни, брошенные в воду, они оставляют лишь круги на воде. Просто слова. Просто фразы, сообразные отмечаемой дате. И нет за ними ровно ничего: никаких дел, никаких действий. А в ушах так и звенит: «Мы никогда не забудем их героический подвиг…» или «бесценный вклад»… «Мы сделаем все, чтобы жизнь наших ветеранов стала…»
А многое ли мы сделали для этих стариков? Ведь зачастую вся благодарность спасенных поколений героям Великой войны укладывается в скромное надгробие на могилу. А еще живые немощные старики кроме своих близких практически никому не нужны. И совсем плохо дело, если последние дни приходится доживать в одиночестве, без должного внимания и щедро декларированной заботы.
Давно прошли времена, когда ватаги пионеров брали шефство над стариками, мыли им полы, копали огороды, приносили продукты из магазина, дежурили у постели заболевших. Во многих школах воспитательная и патриотическая работа практически сошла на нет. Руководители образовательных учреждений, организаторы внеклассной работы попросту отмахиваются от уроков мужества, от лекториев и прочих мероприятий, посвященных теме Великой Отечественной. У меня есть такие примеры, и разговор с Управлением образования Твери еще впереди.
Мы говорим одно, а делаем другое. Принимаем хорошие законы, но не считаем нужным их выполнять. Какое прекрасное было постановление Президента об обеспечении жилплощадью участников Великой Отечественной войны! Но даже здесь местные чиновники умудрялись его торпедировать. Сколько бывших фронтовиков пали в неравном бою с бюрократами, так и не дождавшись обещанных квартир! Мы не раз писали о подобных фактах.
12 лет добивалась положенного по закону благоустроенного жилья участница войны Екатерина Михайловна Якубовская из деревни Дубровки Калининского района. Она была на фронте с первых дней войны, перенесла тяжелое ранение, награждена боевыми медалями. К тому же, Екатерина Михайловна еще и мать-героиня, рано потеряв мужа, одна вырастила и воспитала шестерых детей. Почти три года потребовалось и мне, как депутату и главному редактору газеты, на восстановление справедливости в отношении Якубовской. Слава Богу, квартиру для Екатерины Михайловны нам все-таки удалось получить. Но какое сопротивление чиновников всех мастей пришлось преодолеть!
Мы равнодушно проходим мимо вопиющих фактов, касающихся отношения к нашим ветеранам. Попробуйте, например, подлечить старого человека в больнице. Это будет нелегко. В стационарах таких пациентов никто не ждет, и ухаживать там за ними некому. Специализированное ветеранское отделение существует лишь в областной клинической больнице, но помочь всем нуждающимся в лечении оно не может.
Вызывая «скорую помощь» к заболевшему старику, нередко сталкиваешься с откровенным хамством диспетчеров. Такие вызовы стараются обслуживать в последнюю очередь. Зато в очередь к пожилым и немощным людям выстраиваются мошенники и проходимцы всех мастей, пытающиеся обманом обобрать их до последней копейки. Удивительно, но подобный бизнес на стариках успешно процветает, а борьба с негодяями ведется по большей части декларативно.
Возмущает и отношение к пожилым людям со стороны маршрутчиков. Старики, имеющие право на льготы, являются нежелательными пассажирами для частных перевозчиков. Поэтому маршрутки часто проносятся мимо голосующих ветеранов.
Это печальные реалии нашей жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы отношение к ветеранам начало меняться на всех уровнях. Давайте хоть что-то делать, а не бросаться словами. Ведь живых героев войны и тыла осталось так мало! На всю огромную страну меньше ста тысяч. В наших городах или районах их уже можно пересчитать по пальцам. Неужели мы не в силах позаботиться о наших героях, о каждом из них?! Чтобы не было потом мучительно горько…
Дмитрий Фадеев