В субботу, 10 июня в Торжке на базе 344 Центра боевого применения и переучивания летного состава пилотажная группа «Беркуты» отметила свой 25-летний юбилей. Жители Тверской области и гости из других регионов России приехали поздравить своих отцов, братьев, мужей, сослуживцев, друзей и просто замечательных летчиков – поистине великих людей.
Первый полет пилотажная группа «Беркуты» совершила 10 апреля 1992 года на аэродроме «Кубинка». Вертолетчики на ударных Ми-24 принимали участие в воздушно-спортивном празднике, приуроченном ко Дню космонавтики — вот так и родилась винтокрылая пилотажная группа. Есть в этом что-то символичное, ведь именно вертолетчики первыми встречают космонавтов, вернувшихся из космоса. Символично и то, что первый показ состоялся именно в «Кубинке» — столице пилотажных групп России. Наверное, именно поэтому поздравить героев праздника из «Кубинки» прилетели прославленные «Русские витязи» и «Стрижи». 10 апреля отпраздновать свой юбилей летчики «Беркутов» не могут, потому что усиленно готовятся к Параду Победы, а потом принимают в нем участие.
Характерный грохочущий треск винтов вертолета стал уже привычен для жителей Торжка, но не в этот раз. Новый звук, наиболее громкий, похожий на взрыв, вызывающий мурашки по всему телу, доносился издалека, и в глазах людей было ожидание чего-то мощного… Да, это пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» выполняли в небе чудеса, трюки, от которых хотелось закрыть глаза руками! Летчики приветствовали гостей праздника по-своему: включали фары и выпускали шасси, также по традиции всех больших праздников устраивали фейерверки. Когда в зону показа вошли виновники торжества — уникальная пилотажная команда «Беркуты», на лицах людей появились улыбки — в небе родные «Беркуты»- единственная в мире группа на боевых ударных вертолетах, группа «Ночные охотники» вертолеты Ми-28Н! То, что зрители видят в воздухе – результат кропотливой, рутинной работы по управлению вертолетом в бою. Ведь пилотирование – это основа ведения воздушного боя. А основная работа «Беркутов» – изучать новые вертолеты и учить летать на них. Летать так, чтобы максимально раскрыть возможности машины и взаимодействия между экипажами. Сложный и высший пилотаж — их любимое дело. Дело всей жизни, в котором летчики достигли впечатляющих результатов. Ведь групповой пилотаж на вертолетах сложнее, чем на самолетах. Когда группа летит в боевом порядке, лопасти несущих винтов находятся на расстоянии около 10 метров друг от друга. Это крайне мало. И летчики, держа столь плотный строй, демонстрируют буквально ювелирное мастерство управления. Умение держать такой плотный порядок имеет большое значение в тактике применения армейской авиации.
В программе авиашоу были представлены групповые, парные и сольные пилотажи… Сумасшедшие «тангажи», постоянно меняющийся пилотажный порядок, взлеты вверх спиралью, полеты «задним ходом» на скорости 200 км/ч, мертвая петля и кобра Пугачева, уникальный элемент пилотажа «Зеркало» и даже «Плоский штопор» — такие сложнейшие элементы выполняли летчики.
Герои
На территории военной части также находится единственный в России музей вертолетов под открытым небом. В музее можно было познакомиться с образцами всех вертолетов, которые в разное время были освоены в Центре. А это практически весь парк морских и военных вертолетов, которые выпускались в Советском Союзе: Ми-1, Ми-2, Ми-24, Ми-10, Ми-18, Ми-8, Ми-6, КА-25, Ми-26 и многие другие машины. Среди этих огромных «винтокрылых» гуляли родители с детьми, у детей особый азарт забраться на самый верх вертолета, студенты, солдаты, курсанты, ветераны авиации и даже милые и хрупкие девушки с удивленными глазами… Такой хрупкой девушкой когда-то начинала свой путь в авиацию Инна Копец, которую, по счастливой случайности, мы встретили около вертолета Ми-26. Инна Андреевна Копец — пилот первого класса, мастер вертолетного спорта международного класса, единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах 11 500 часов. Она установила 15 женских мировых рекордов на вертолетах Ми-1, Ми-8, Ми-26, которые не побиты до сих пор, и является членом международной ассоциации женщин-вертолетчиц.
Инна Андреевна очень простая в общении, приветлива, внимательна, располагает к себе сразу:
— Я очень рада, что есть такая группа! Они молодцы! Я начинала с того, что летала на Ми-1, вон тот маленький, в 1957 году. Потом на Ми-8 отлетала 8 с половиной тысяч часов, 6 мировых рекордов установила, а потом на Ми-26 женским экипажем установили 9 мировых рекордов… Вы знаете, как увижу вертолет, говорю: «Вот жизнь моя полетела, вся жизнь, всё через нас прошло, и учили летать вертолеты, вертолеты теперь и ночью и в облаках летают, всюду. «Беркуты» показывают свое мастерство и возможности машины. Вертолетная авиация была нужна и будет нужна… С праздником всех! Всего самого хорошего!
Герой России Алексей Иванович Новиков служил в Торжке в середине 80-х годов. Он рассказал о службе в Центре, где занимался пилотажной подготовкой летчиков, испытанием вертолетной техники. Его «лебединой песней» был вертолет «Черная акула», на базе которого впоследствии был создан знаменитый вертолет «Аллигатор».
На летном поле в этот день собрались около 15 тысяч зрителей. Жители Торжка и гости города с восторгом наблюдали за воздушным праздником. Рядом стоял седовласый, немолодой мужчина: « Я как будто снова за штурвалом вертолета! Летим на задание…»
Владимир Комаров