Лето уже прошло, а у нас еще было предотпускное настроение. Встретили мы свой долгожданный отдых в бархатный сезон.
Почему сентябрь? Первый несомненный плюс — это малолюдность курортных городов. Отсюда второй и третий плюсы — не надо занимать место на пляже в 6 утра, и море в разы чище и теплее. Четвертый плюс — в сентябре цены на жилье, на еду и разные услуги как минимум в 2 раза ниже. О здоровье: осенью сильнее эффект оздоровления, благодаря чистому воздуху и менее сильной жаре.
Место для отдыха мы даже не обсуждали. «Зачем Рим? Едем в Крым!» Конечно же, Крым! Есть в этом ласковом солнце, в этих горах, дворцах и крепостях, в этом море, в дружелюбных улыбках крымчан особая притягательность, благодаря которой, однажды побывав в Крыму, вы будете стремиться сюда снова и снова. Это случилось и с нами, в прошлом году мы отдыхали в Крыму в ноябре. Этот феномен Крыма невозможно разгадать и объяснить. Его можно только почувствовать душой и понять сердцем…
Мост
Выехали мы из Твери утром рано и через сутки оказались в порту «Кавказ». Многие курортники заранее на паром покупают электронный билет, но мы оформили и купили билеты прямо в порту. Это заняло минут так 15. Очереди не было совсем. Машин 20-30 перед нами. Паромы (их несколько) с материка на полуостров курсируют каждые 30 минут. Так мы успешно оказались в порту «Крым» Погода уже радовала нас теплом. Температура воздуха плюс 30. Температура воды – 24.
С парома, на расстоянии нескольких километров, мы увидели строительство Крымского моста: гигантский пролет – арку железнодорожного моста, установленную в конце августа. Желание увидеть это сооружение поближе возросло. С помощью Интернета и навигатора добрались до Керченской крепости, оттуда, со смотровой площадки открывается вид на Керченский мост. Вся территория строительства обнесена колючей проволокой и охраняется, поэтому подойти близко не было возможности. Строителей, инженеров, рабочих очень много. Туда-сюда снуют трактора, экскаваторы, самосвалы… Удалось увидеть вторую арку — автомобильную, которая будет установлена в ноябре.
Как известно, вместе со строительством Керченского моста появилась большая необходимость строительства трассы. В стадии строительства на сегодняшний день находится трасса «Таврида». Автодорога пройдет по маршруту: Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Ее протяженность – 253 км. А также «Таврида» соединит через Керченский мост Крым и Кубань. Судя по скорости и видимым результатам, Керченский мост и трасса «Таврида» смогут радовать гостей и жителей Крыма уже в конце 2018 года.
Мы двигались всё ближе к морю, в сторону Феодосии . Там, на территории Старого города напротив Иверской церкви в июле 2008 года установлен памятник Афанасию Никитину. Надпись на памятнике гласит: «Афанасию Никитину, купцу-путешественнику, автору «Хождения за три моря» , приходившему в Кафу в лета 1474 ноября 5 дня». Кроме этого, одна из улиц Феодосии названа его именем.
Море было спокойным и теплым. Пляжи в Феодосии песчаные. Купаться мы ходили с утра до обеда каждый день. Загорали…Солнышко тут очень ласковое в сентябре, но мы все-таки немного «подгорели».
Виноград
На рынке мы покупали мясо, рыбу, яйца, овощи и фрукты. Все свежее, цены мало чем отличались от наших. Вина и коньяки Крыма дешевле рублей на 100-200, чем у нас.
Еще век назад бархатный сезон на побережье Черного моря носил название: «на виноград», поскольку основная часть сбора урожая приходилась именно на это время. В этом плане нам очень повезло. Не только на рынках, но и на каждом перекрестке продавался виноград разных сортов: «Мускат», «Италия», «Королева», «Изабелла», «Кардинал»…Белый, зеленый, темно-синий, розовый – на любой вкус и цвет. Цены самые разные – от 30 рублей за килограмм до 130.
Красота
Мы объехали все «южнобережное ожерелье»: Новый Свет, Коктебель, Судак, Алушта, Ялта, Ливадия, Ай-Петри, Бахчисарай…
Ах, как красив Новый Свет! Когда-то князь Голицын основал здесь завод по производству шампанского. А какое удовольствие пройти по тропе Голицына, вырубленной на склоне горы Коба-Кая. Она была построена в 1912 году к приезду царя Николая II по приказу князя Голицына. В настоящее время по ней проводятся экскурсии. Потрясающий можжевеловый воздух, грот Шаляпина и изумрудное море…
Ну, а в Ялте — атмосфера вечного праздника! Город счастья! Это же действительно так, в жару и в холод, в дождь и в снег — Ялта прекрасна! И стар, и млад надевают свои лучшие наряды и выходят на променад на набережную… Так было и в давние времена, так есть сейчас…
Еще не сказано об одном чуде крымских гор — Ай-Петри. Красота, которая открывается со смотровой на Южный Берег Крыма, дарит вам нереальное чувство свободы! Это удивительное место! Зимой, когда в Ялте +15, там могут быть сугробы, метель и -10. А летом, когда на побережье зной, горы дышат прохладой…В Алуште тоже есть интересные места, например, дом, где снимали «Кавказскую пленницу», а именно эпизод «выкуп невесты». Теперь в этом доме магазин «Вина Крыма» -с памятником Никулину около входа и самогонным аппаратом внутри…
Бахчисарай — это и древние святыни, и пещерные города, и многочасовые туристические маршруты. Поразил пещерный город Чуфут-Кале и Свято-Успенский монастырь, который вырублен в ущелье Святой Марии византийскими монахами…
«Пленники»
В день нашего отъезда домой Крым решил показать осеннюю погоду. Поднялся сильный северный ветер до 28 м/с, море начало штормить, волны достигали высотой 3 метров, бились о волнорезы на набережной. Впервые мы столкнулись с такой стихией. На информационных табло появилось объявление: «Работа Керченской переправы остановлена с 25 по 29 сентября». Образовалась пробка. Хвост из машин тянулся километрами, все «отстойники» были переполнены автомобилями.
Люди, застрявшие на переправе, были как одна большая семья: поили друг друга горячим чаем, делились едой и теплой одеждой. Надо отметить, все службы работали слаженно. Был организован пункт обогрева, людей кормили гречневой кашей, можно было выпить горячего чаю. Все с надеждой ждали успокоения погоды: кто-то пел песни под гитару, кто-то писал стихи…Аниматоры из Керчи пришли на паром развлекать детишек, чтобы помочь им скоротать время ожидания.
Многие «пленники» застряли в порту на 4 дня. Другие уехали обратно, в прежнее место отдыха или останавливались в Керчи.
Когда погода стала благоприятной — началась жизнь на переправе. Незамедлительно пустили паромы. Движение наладилось, паромы курсировали вне расписания, по факту полной погрузки.
Это было приключение года!
Евгения Петрова