Около ста человек в деревнях Даниловское и Мотавино Калининского района превратились в бомжей и вскоре будут выброшены на улицу по вине махинаторов, возглавлявших некогда передовой колхоз «Даниловское»
Деревня Даниловское находится в шести километрах от Твери в ржевском направлении. Ранее здесь была центральная усадьба одноименного колхоза. Земли хозяйства распространялись и на деревню Мотавино, что на берегу Волги близ Рябеево, где каждый участок на вес золота. Еще в советские годы колхоз построил для крестьян в этих деревнях добротные дома, в том числе и многоквартирные, пообещав передать их в собственность своим работникам после 15 лет добросовестного труда. Наверное, не рухни Советский Союз, так бы и случилось. Но на смену социализму пришли новые времена. А недвижимость так и осталась на балансе сельхозпредприятия…
Со временем колхоз превратился в СПК «Даниловское» и стал потихоньку загибаться. Вот здесь и начинается наша история. В 2013 году некто Голубков дал в долг сельхозкооперативу 300 000 рублей. Удивительно, но это именно та сумма, невозвращения которой достаточно для возбуждения процедуры банкротства. Руководили тогда некогда успешным предприятием и брали деньги в долг господа Лазин и Гусишный. Денег они не вернули. 21 апреля 2014 года Голубков подал заявление в суд о признании СПК «Даниловское» банкротом.
Продали!
Дальше происходит самое интересное. Сразу после подачи Голубковым заявления, руководство сельхозкооператива за бесценок распродает все имеющиеся у них на балансе дома, квартиры, и даже здание клуба в Мотавино, где проживают три семьи, некоему бизнесмену Александру Сперанскому и (внимание!) заместителю председателя кооператива Арсентию Гусишному. Жильцов домов об этом, естественно, никто не уведомляет.
Первый звоночек прозвенел, когда жительница Мотавино Лидия Кострыкина решила купить пустующую половину дома, в котором она проживала более 30 лет. Оказалось, что весь дом, в том числе и ее половина, принадлежат Гусишному! Слава Богу, Лидии Ивановне удалось отстоять свое жилье в суде.
Новость
Жители Даниловского и Мотавино обо всех этих перипетиях ни сном, ни духом. Да и до того ли им? Работы нет, денег нет – выживают, как могут. Но за жилье платят исправно.
Гром грянул осенью этого года, когда жильцы дома №47 деревни Даниловское решили его приватизировать.
Рассказывает Елена Дубова:
— Моя свекровь отработала в колхозе всю жизнь. Сначала дояркой, затем поваром в детском саду. В 1981 году получила дом в Даниловском. Тут мы и живем одной большой семьей. Недавно газ в дом провели, окна новые поставили. Платим за жилье каждый месяц, строго по счетам. Этой осенью вот решили перевести дом в собственность. Наняли риелтора, он взял выписку из Росреестра, а дом-то, оказывается, с мая 2014 года в собственности у некоего Сперанского Александра Владимировича. Сказать, что мы были в шоке — ничего не сказать! Соседи, у кого такие же дома, тоже обратились в Росреестр. И оказалось, что их жилье тоже принадлежит Сперанскому. Всего в деревне у него в собственности много домов, в том числе и многоквартирных, с десятками проживающих в них людей. Мы пытались связаться со Сперанским, но он разговаривать с нами не хочет. Оправдывается, будто бы ему сказали, что в домах, которые он скупает, бомжи проживают.
Сперанский и Гусишный разговаривать не захотели и с корреспондентами «МВ». Один сказал, что в командировке, другой просто бросил трубку. Понятно, ведь стараниями СМИ из их загребущих рук могут уплыть очень лакомые куски – недвижимость и дома в шаговой доступности от города рядом с великой русской рекой. Хоть под дорогие коттеджи продавай, хоть логистический комплекс строй.
Криминал?
Можно ли как-то защитить интересы людей, в один миг лишившихся прав на свое жилье? Есть серьезное опасение в том, что правосудие встанет на защиту прав новых хозяев. Жители Даниловского и Мотавино уже отправили отчаянное письмо губернатору. Оттуда переправили послание в прокуратуру, а та в полицию. Полиция в возбуждении уголовного дела отказала.
Вот, что нам рассказал адвокат Александр Добродень, представляющий интересы жителей.
— В полиции оснований в возбуждении уголовного дела не видят. Однако и с материалами, на основании которых сделали такой вывод, мне ознакомиться не дают. Футболят из полиции в прокуратуру. Нарушений законодательства в действиях руководства СПК «Даниловское» по продаже жилья масса. Например, чтобы погасить кредиторскую задолженность хозяйства, кооперативу было достаточно продать всего лишь один дом. Продажа всего недвижимого имущества по бросовым ценам явно отдает криминальным характером. Не удивительно, что дельцы тщательно скрывали от народа сами факты сделок. На мой взгляд, сделано это было исключительно для того, чтобы прошли сроки исковой давности, и люди не могли оспорить сделки в суде и привлечь руководителей СПК к уголовной ответственности за мошенничество. Подумайте сами, какое право имел кооператив взимать с людей деньги за жилье, если оно ему не принадлежит. А это сотни тысяч, если не миллионы рублей! Сейчас я подал исковое заявление в суд о признании договоров купли-продажи жилых помещений недействительными…
Теперь у жителей проданных деревень осталась последняя надежда — на суд. Но веры в правосудие у них все меньше и меньше. А потому бьют во все колокола, взывают к общественности, собираются на стихийные митинги. Еще чуть-чуть, и этот костер полыхнет настоящим социальным пожаром, и вот тогда властям мало не покажется. А что еще остается людям, если их подлым образом лишили жилья и в любой момент могут выставить на улицу, как бомжей?
Илья Гусаров