Корреспондент «МВ» на личном опыте проверил, как в Твери работает многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), а заодно ознакомился с проблемами жителей города при использовании портала «Госуслуги»
Разговоры о том, что ГАУ МФЦ г. Твери, расположенный на улице Трехсвятской, 6, работает из рук вон отвратительно, ходят по городу давно. Достаточно почитать в Интернете отзывы об этом заведении, чтобы волосы на голове зашевелились от ужаса. Вот один из последних (орфография и стилистика автора):
«5-ый раз утром затемно приезжаю в это конченное место и не могу получить талон для регистрации права на собственную квартиру. Главный администратор объясняет это тем, что в куче окошек, открытых для «удобства» граждан никто не хочет работать за 15 т.р., а рабочую программу обслуживает один единственный айтишник на все отделения МФЦ Тверской области. Народ уходит, так и не получив услуги и каждый день очередь увеличивается. Спасибо большое, за это прекрасное место, мы его заслужили!»
Но, как говорится, доверяй, но проверяй. Благо у корреспондента «МВ» и повод нашелся – необходимо было поставить земельный участок на кадастровый учет. На месте был в будний день в 14.00. Это важно, так как в это время большинство людей находится на работе. Представлялось, что в МФЦ будет посвободнее…
104-й!
Начнем с того, что припарковаться у МФЦ практически невозможно. Стоянка (мест на 20) занята наглухо (причем наверняка машинами работающих в нем сотрудников).
Оставив автомобиль на платной парковке, я поднялся на второй этаж, где собственно и находятся заветные окошки, призванные облегчить участь граждан, проводящих сделки с недвижимостью. Сразу смутило то, что аппарат, выдающий талон с номером на обслуживание, был надежно спрятан за стойкой администратора, к которой не так-то легко пробиться. Выстояв очередь, я вежливо попросил талончик. Девочка-администратор разве что не рассмеялась мне в лицо и направила к усталой посетительнице, которая вела рукописный список желающих получить заветную бумажку. И это в XXI веке.
Я оказался в списке 104-м! Говорят, что мне еще повезло. Бывают дни, когда в МФЦ вовсе яблоку негде упасть, и люди вынуждены ожидать своей очереди на морозе на улице. Ошеломленный таким количеством страдальцев, я спросил у опытных людей, по замученному виду которых легко можно определить, что они давно уже находятся в застенках МФЦ, сколько мне примерно ждать. «Приезжай к пяти, не ошибешься» — был их ответ. Что ж, сидеть впустую три часа желания не было, да и денег за стоянку жалко, и я не солоно хлебавши отправился в редакцию.
«Сюрприз»
Ровно к пяти я вновь был в МФЦ. Тут меня ждал сюрприз — очередь моя прошла, да и народу было уже не так много. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Несмотря на то, что до закрытия МФЦ оставалось более двух часов, администратор заявила, что талонов в этот день выдаваться больше не будет. Впрочем, тут же она смилостивилась и предложила все-таки подождать. Слабая надежда на то, что регистраторы в окошках разрешат выдать еще пяток талонов, оставалась. В очереди таких же, не потерявших веру и надежду людей, я оказался четвертым. И, о счастье, не прошло и полчаса, как фортуна улыбнулась нам – аппарат пожужжал и выплюнул еще пять талончиков. Спустя час, усталый, но счастливый, я покинул ставший ненавистным мне МФЦ.
Выводы о моей одиссее делать вам, уважаемые читатели. Кому-то покажется, что я легко отделался, потеряв всего полдня на подачу документов, кто-то плюнет и откажется от регистрационных действий до лучших времен. Я же считаю, что идея «одного окна» замечательная, но ее исполнение из рук вон отвратительное. И оправдание, что, мол, сотрудникам МФЦ платят копейки, тут не прокатывает. Если государство решило позаботиться об удобстве своих граждан, то делать это надо не спустя рукава, лишь бы отчитаться, а доводить дело до конца. И где вы возьмете деньги на зарплату сотрудникам, простых граждан вообще не должно волновать, налоги они платят исправно.
«Госуслуги»
Уже много лет действует портал «Госуслуги». Он действительно удобен. Можно, не выходя из дома, например, заплатить налоги, госпошлины. Да те же штрафы ГИБДД выходят в два раза дешевле. Но, как говорится, заставь дурака богу молиться – он и лоб расшибет.
Со временем этот удобный и, безусловно, необходимый портал, проник во все сферы нашей жизни. Например, в область взаимодействия простых смертных с чиновниками ГИБДД. Теперь уже ни права не поменяешь, ни машину не продашь, предварительно не зарегистрировавшись в электронной очереди на портале «Госуслуг».
Но ведь, господа чиновники, мы не в Германии живем, где каждый бюргер точно знает, что будет делать через месяц в 10.20 утра. Менталитет у нас другой. Я уж не говорю об экстренных случаях, когда бывает, например, просто необходимо срочно продать автомобиль. Раньше эта процедура занимала два-три часа. Теперь же, чтобы пройти осмотр и оформить продажу, надо зарегистрироваться через «Госуслуги» и неделями ждать своей очереди.
Буквально несколько дней назад, при обмене прав, я стал свидетелем такой ситуации. К окошку в ГИБДД прорвался взлохмаченный гражданин и с дрожью в голосе сообщил, что потерял права. «А вы на «Госуслугах» в очередь записались?» — был к нему вопрос. Гражданин побледнел. Зарегистрироваться на «Госуслугах» было последнее, что пришло ему в голову при утере водительского удостоверения. Над ним нависла угроза остаться без прав минимум дней на десять, пока не подойдет его очередь. А машина – кормилица семьи. Слава богу, есть еще совестливые люди в ГИБДД. Отвели мужика куда надо и решили проблему. А запросто могли и послать… на «Госуслуги».
Я уже и вовсе молчу о проблемах пожилых людей, у которых нет компьютеров, и они, как огня, боятся Интернета. Наши пенсионеры, привыкшие жить по старинке, и вовсе оказались выброшены за борт современной жизни. И мое мнение: не стоит их заставлять вникать в современные компьютерные технологии. Гораздо проще и умнее оставить им возможность пользоваться все-таки живой очередью при получении доступа к той или иной государственной услуге.
Илья Гусаров