Тверичанке Наталии Непряевой спустя долгие годы будет о чем рассказать своим внукам. Наша землячка стала первой лыжницей – обладательницей медали Олимпийских Игр в истории Верхневолжья. С этим достижением как-то сопоставима только золотая медаль калининской спортсменки Антонины Ординой на чемпионате мира–1987 в Оберстдорфе.
«Бронза» Непряевой была добыта после разочаровывающего и до боли обидного финиша спринтерской гонки. Наталия боролась за подиум до последнего метра, но закончила гонку на самом досадном месте в истории мирового спорта – четвертом. Поэтому к эстафете тверичанка готовилась, собрав силы и нервы в кулак.
— Между заездами было очень мало времени. Усталость скапливалась и в итоге дала о себе знать. Чтобы бороться на равных с лидерами спринта, мне еще не хватает опыта. Я все же не профильный специалист на данной дистанции, а лыжник-универсал, — призналась Непряева после спринта.
Эстафетная гонка стала вызовом для российского квартета лыжниц – самой молодой и дерзкой команды в олимпийском Пхенчхане. Забегая вперед, скажу, что скептиков российским девчонкам удалось посрамить по полной программе: несмотря на санкции, тяжелые трассы, нервозность первых соревновательных дней наши соотечественницы дружно прыгнули выше головы. На распределение мест на пьедестале почета повлиял важный нюанс: у конкуренток российской сборной в составе эстафетных квартетов были сильные гонщицы, но ровного состава как-то не набралось. Разумеется, за исключением норвежек, которые могли позволить себе не выставить на эстафету лидера Кубка Мира Хейди Венг. Непряевой тренеры сборной доверили роль «застрельщицы» – Наталия бежала на первом этапе и должна была сразу заявить о претензиях российской команды на медаль любого достоинства. Практика показала, что тренерская нива российского лыжного спорта талантами еще не оскудела. Непряева, разозленная четвертым местом в спринте, продемонстрировала невероятную прыть, опередив возрастную финку Айно Сааринен, сдувшуюся в середине этапа немку Штефани Беллер и известную только специалистам американку Софи Колдуэлл. Только норвежка Эстберг и словенка Лампич неутомимо шли к передаче эстафеты, но тверская лыжница на последнем подъеме укатала и этих грозных соперниц и привезла своей подруге по команде Юлии Белоруковой пару десятков метров преимущества.
Дальнейший сценарий гонки был ясен даже дилетантам: три скандинавские команды и сборная России (словенки к тому времени отстали) должны были разыграть медали. Норвежки ожидаемо завоевали золото, которое могли примерять еще до старта, российские лыжницы пропустили вперед шведок, предпочитая бронзовую синицу в руках серебряному журавлю в небе. На последнем этапе финка Пярмякоски пыталась достать российскую лыжницу Анну Нечаевскую, но ее атака ожидаемо захлебнулась.
Все это время Наталия Непряева испытывала колоссальные нервные перегрузки:
— Меня просто трясло, когда я наблюдала, как бегут девочки. Когда я смотрела на табло, мне кажется, я переживала за них больше, чем за себя во время гонки…
А потом – слезы радости, олимпийский пьедестал, здравицы и тосты и поздравление от губернатора Тверской области. Добавим, что Непряева планирует выиграть на белой Олимпиаде не только командную, но и личную медаль. Скорее всего, Наталия побежит марафонскую гонку: шансы на успех у нашей землячки есть, после «бронзы» психологически Непряева должна чувствовать себя уверенно. В историю российского спорта и Тверской области в свои 22 года она уже попала.
Сергей Алексеев