1 мая в Твери состоялась праздничная демонстрация. По приблизительным оценкам в колоннах прошли порядка 16 тысяч человек. Демонстранты двигались по улице Советской от драмтеатра до Пушкинской площади. А на Советской площади областной столицы участников шествия приветствовали губернатор Игорь Руденя, руководители региона и города Твери, участники Великой Отечественной войны, Герои труда.
Я тоже шел в праздничной колонне. Признаюсь, меня, как и многих других горожан, переполняли эмоции. Нас буквально захлестнул всеобщий душевный подъем, чувство гордости и единения. И это не просто слова. Люди не скрывали улыбок. Кругом песни, смех, совместные фотографии на память. А еще тысячи воздушных шаров, знамена, плакаты… У многих в руках флажки и березовые ветки с только что распустившимися листочками. Многие десятилетия это был символ Первомая.
Давно забытый символ. И вот словно сама история ожила, перенеся нас лет на сорок назад в безмятежные семидесятые… У тех, кто помнил атмосферу тогдашних первомаев, на глазах слезы радости. А еще надежда, что наступает время возрождения лучших традиций наших отцов и дедов, осознания россиянами своей выдающейся миссии.
То и дело в колоннах и на улицах слышались фразы: «Ну, наконец-то, дождались!», «Неужели демонстрации возрождаются!» Горожане, стоящие на тротуарах по пути шествия, махали проходящим руками, не стесняясь, выражали переполняющую их радость. Некоторые не могли сдержать слез. На площади Ленина демонстрантов встречали звуки маршей духового оркестра. Из динамиков звучали приветствия участников шествия.
Как и в прежние времена, демонстранты шли в сформированных по районам колоннах. Яркие транспаранты указывали на принадлежность людей к предприятиям, учреждениям или учебным заведениям. Представители отдельных организаций проявили настоящую выдумку и изобретательность, по сути, демонстрируя элементы маскарадного шоу. И это здорово! Ведь и прежде, в 60-70-е годы в колоннах двигались закамуфлированные трактора и автомобили, на которых были представлены образцы продукции предприятий или передвижная выставка достижений. В какой-то степени это тоже был красочный карнавал, объединенный идеей свободного труда и нерушимым единством народа, партии и государства.
Впервые я оказался на первомайской демонстрации в возрасте трех месяцев в 1959 году. Прошествовал весь путь на руках у отца. С тех пор до 80-х годов не пропустил ни одной демонстрации, ни первомайской, ни ноябрьской. Демонстранты в те годы двигались сложными и длинными маршрутами, прежде чем выйти на финишную прямую на улицу Советская. По ней уже шли двумя параллельными колоннами, и завершалось шествие возле мечети в самом конце улицы. Народу было так много, что шествие длилось обычно до часу дня. А затем собирались за праздничными столами у родственников и знакомых. Это были настоящие праздники. Удивительно, но факт: в дни демонстраций пьяных не забирали в вытрезвители, а развозили по домам. Да и общественный порядок нарушался крайне редко. Люди были очень доброжелательны друг к другу. Между прочим, было в порядке вещей во время демонстрации зайти в незнакомую квартиру близлежащего дома, чтобы выпить там по стаканчику припасенного винца или сходить в туалет. И ведь ни разу не было отказа. Сейчас такое радушие даже трудно представить!
С течением времени все постепенно менялось. В 60-е годы люди шли на демонстрации с воодушевлением, уверенные в скорой победе коммунизма и всеобщем счастье. Со второй половины 70-х вера в предначертанные идеалы уже поиссякла. Но мы шли на демонстрации, чтобы отдать дань доброй традиции, чтобы пообщаться с друзьями и знакомыми. Ведь с некоторыми из них встречались только на таких мероприятиях два раза в год. А в 80-е годы начался спад. Людей буквально загоняли для участия в шествии, грозя лишением премий, отпуска в хороший сезон и иных благ. Но былого ликования уже не было.
Практически тридцать лет понадобилось для осознания великого позитивного смысла в проведении праздничных демонстраций. Я искренне хочу сказать спасибо нашему губернатору Игорю Михайловичу Рудене. Да, это именно он стал инициатором возрождения в области первомайских демонстраций. Именно он чутко уловил запросы общества в ренессансе доброй традиции. Игорь Михайлович не ошибся, попал в точку. Теперь уже очевидно, что первомайским демонстрациям быть!
Уверен, что впредь они будут еще более массовыми, красочными, веселыми. Когда-то этот праздник назывался Днем международной солидарности трудящихся. Наверное, не стоит стесняться и такого названия. Тем более, что 1 Мая официально отмечается во многих странах мира. А человек труда везде пользуется почетом и уважением.
Единственное, что вызывает беспокойство, так это показная инициатива чиновников. Конечно, для проведения таких масштабных мероприятий требуется четкая организация, но заорганизованность, обязаловка и принуждение – недопустимы. Да, людей нужно приглашать принять участие в шествии, но спускать конкретные цифры для организаций и требовать отчета о количестве участников никак нельзя. Это противоречит смыслу торжеств и просто убьет прекрасное начинание на корню. А вот помочь с определением маршрутов колонн, мест сбора, в комфортном ожидании начала движения – обязанность городских властей. Ведь все отметили серьезные промашки в организации нынешнего шествия. Например, не успев пройти мимо трибун на Советской площади, демонстранты начинали разбредаться по сторонам, создавая хаос. Почему бы колоннам не пройти организованно до той же мечети или хотя бы до бань?
А в процессе движения ведущие праздника должны не только говорить дежурные слова о проходящих организациях и рассказывать о лучших людях: передовиках производства, о талантливых педагогах, воспитателях, чудо-докторах, о тех, кто геройски проявил себя на пожарах или при спасении утопающих. А вот о профсоюзных боссах можно как раз и не вспоминать. Здесь как о покойниках, не оставивших на земле доброго следа…
Впрочем, я уверен, что возрожденная традиция на Верхневолжье приживется. Тем более, когда есть такая горячая поддержка народа.
Дмитрий Фадеев