Известный актер стал кинорежиссером, чтобы снять фильм «Собибор» — о героях, которых не смогли сломить ни война, ни фашистский концлагерь
Константина Хабенского мы знаем, как прекрасного актера. Теперь же он проявил себя в новом амплуа – еще и как кинорежиссер. Фильм «Собибор» стал дебютным.
Константин Хабенский изначально присоединился к проекту в качестве исполнителя главной роли — советского офицера Александра Печерского, попавшего в плен, а потом в концлагерь – и возглавившего там восстание. Но продюсеры поняли, что никто не сможет снять этот фильм лучше него – и смогли убедить в этом самого Константина. Поэтому артисту пришлось совмещать фактически две самые важные должности.
Фильм основан на реальных событиях: восстании узников в фашистском лагере смерти Собибор (оно произошло осенью 1943 года). Это единственное за всю историю Второй мировой войны успешное восстание заключенных стало возможно благодаря организаторскому таланту и мужеству его руководителя – Александра Печерского. Именно он смог сплотить сотни обреченных на смерть узников из разных стран Европы и повести их за собой – к свободе!
Нам удалось накануне премьеры расспросить Константина Хабенского о фильме, о том, как ему удалось совмещать работу актера и режиссера, а также о многом другом.
Съемки
— Константин, каково вам было находиться в двух ипостасях: быть и актером, который играет главную роль – и режиссером?
— Наверное, на этот вопрос лучше всего ответят мои коллеги. Они со стороны наблюдали, как я работал. Я же скажу так: наверное, с некоторых пор наступил такой период в жизни, когда чем тяжелее – тем интереснее.
— Как технически были организованы съемки?
— Очень просто: был человек примерно ростом с меня, одетый в ту же самую форму, у него была рация, и он командовал, когда я был в кадре. Перед этим мы все тщательно репетировали…
— Вам понравилось быть режиссером?
— История вхождения в работу в качестве режиссера – это самое сложное. Я действительно не собирался им быть — я себя достаточно комфортно чувствовал в роли актера. Но так сошлись звезды. (Улыбается.) Видимо, те знания, которые я приобрел, общаясь с теми режиссерами, которые по праву могут именоваться режиссерами, с блестящими операторами, талантливыми художниками — дали мне возможность снять свое кино. Тот невольный процесс обучения у них, видимо, стал для меня каким-то базовым, некой точкой опоры… Максимум чувств, мыслей… – все это я вложил в «Собибор». И сделать лучше, чем это получилось, я на сегодня не могу.
История
— Вы не боялись в качестве режиссера браться за такую сложную тему? Ведь Печерский – это реальный человек, личность, вошедшая в историю. Это же ставит определенные рамки для творчества. Ну и, во-вторых, это рассказ про концлагерь, где грань между жизнью и смертью предельно тонкая…
— Любая тема, которая касается людей – очень деликатная. Но мне кажется, что именно на грани жизни и смерти, с возможностью через пять секунд уже не жить — как это и было в Собиборе — человек раскрывается максимально как личность. Эта история дает возможность для того, чтобы попытаться, может, местами парадоксально, но показать людей именно такими, какие они есть в своей основе, показать их сердца. Кино на такую тему должно, как минимум, не оставлять человека равнодушным. Это очень важно. И тут нужна предельная искренность и обнаженность чувств. Нельзя подобные истории рассказывать менторским тоном. Нельзя читать лекции о страданиях людей — надо максимально стараться вовлечь зрительный зал в сопереживание. Чтобы зрители хоть на секунду почувствовали: каково им там, этим героям…
— На кого ориентирован этот фильм?
— На людей, которые умеют чувствовать. Не боятся сопереживать. И такого зрителя в нашей стране довольно много…
— Возрастной рейтинг картины 12+. Но некоторые сцены, как мне кажется, предназначены для людей с более устоявшейся психикой…
— Мы сознательно пошли на этот рейтинг, понимая, в какие игры подростки играют и что они видят. Наш фильм – это, наверное, довольно легкий вариант, по сравнению с компьютерными играми, которыми пользуются ребята в этом возрасте…
Правда
— Насколько достоверно показаны в фильме какие-то исторические детали?
— Декорации концлагеря были воспроизведены по тем чертежам, которые сохранились. Но из-за победоносного восстания лагерь впоследствии по приказу немецкого командования был полностью уничтожен, и архивных данных о нем практически нет. Но нам предоставили в распоряжение воспоминания участников восстания и последующего побега. У нас были хорошие консультанты из Фонда Александра Печерского — люди, досконально знающие эту историю. Думаю, что в тему я погрузился основательно. Но тут есть и другая сторона: важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Про что-то мы знаем точно, как это было, про что-то – приблизительно, как могло быть. А дальше уже включается наша фантазия, наше творчество, без которого не может быть художественного фильма. Да, мы старались предельно бережно обходиться с исторической правдой – но это не значит, что все реплики в фильме имели строго документальную основу. Печерский, его товарищи и противники не были в точности такими, какими они показаны в фильме — но они могли бы быть такими, исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие.
Ламберт
— Начальника концлагеря сыграл Кристофер Ламберт. Он показан еще тем злодеем — не боитесь, что большинство поклонников актера не воспримут его в этой роли?
— Актерам свойственно играть разные роли и ломать стереотипы. Пригласить Кристофера в нашу историю – это была идея продюсера. Это связано не только с тем, что он замечательный актер, но и с европейским прокатом. Нам нужна была величина, которая помогала бы нам с продвижением этого фильма. И я ни на секунду не пожалел, что он вошел в нашу историю.
— Ламберт сразу согласился на съемки?
— Я так понимаю, что да. А чего бы ему не согласиться? Только дурак откажется от такой работы. Что-то мы придумали, дофантазировали в судьбе человека, которого он играет. Но как бы мы его ни оправдывали в художественном плане, как бы мы ни придумывали ему трудную судьбу — наш зритель никогда не оправдает его героя. Никогда!
— Как вам работалось вместе с ним на одной площадке?
— Это очень интересное ощущение: когда ты играешь с актером, на фильмах которого выросло несколько поколений, который сыграл свои самые известные роли в то время, когда ты еще ходил в среднюю школу…
Победа
— У вас есть какие-то прогнозы: как пройдет прокат «Собибора»?
— Давайте не заниматься прогнозами… Будущее покажет… Но мне кажется, что этот фильм запомнится — хотя бы тем, что это, по-моему, первый фильм в нашем прокате, когда пять процентов с каждого проданного билета будет уходить в благотворительный фонд на помощь детям в борьбе с онкологией головного мозга. Вот это место он уже занял: он будет спасать жизни!
— В каких странах «Собибор» будет показан?
— Мы сейчас совершим премьерное турне по Европе. Я очень надеюсь, что одинаково неравнодушные реакции будут во всех странах. Многие страны Европы уже купили права на его прокат. Кроме того, я знаю, что показывать у себя его будут Япония, Австралия… Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы мы показали эту историю и за океаном…
— Фильм выходит в канун Дня Победы. Что для вас значит этот праздник?
— День Победы — это светлый, но очень тяжелый праздник. Мы его отмечаем не для того, чтобы съесть бутерброд и выпить рюмку водки, а для того, чтобы вспомнить о том, какую страшную цену пришлось за него заплатить. Какую тяжелейшую войну пережил наш народ, сколько горя и страданий она принесла. И какую надо было иметь силу – и в первую очередь силу духа – чтобы победить такого сильного и жестокого врага и освободить от него покоренную им Европу. Нам всем надо понимать, какую цену пришлось заплатить за эту Победу. Чувствовать все это где-то там, в сердце — и передавать эти чувства и знания нашим детям и внукам, бережно хранить их в памяти народной. Это праздник нашей боли — и одновременно нашей радости и гордости. Как поется в любимой нашим народом песне: «Это радость со слезами на глазах – День Победы!»
Историческая справка
В лагере смерти Собибор, который был создан фашистами на юго-востоке Польши, 14 октября 1943 года вспыхнуло восстание. 300 заключенных смогли прорвать заграждения и скрыться в лесу. Из них к концу войны в живых остались около пятидесяти — включая руководителя восстания лейтенанта Александра Печерского.
Вся послевоенная жизнь Печерского была посвящена преследованию нацистских преступников, служивших в лагере, поиску участников восстания и побега, которые к тому времени разъехались по всему свету, сбору и распространению информации о трагедии и подвиге узников Собибора.
Александр Печерский скончался в 1990 году. В феврале 2016 года указом Президента РФ он был посмертно награжден орденом Мужества. Герои Собибора получили, наконец, официальное признание: они награждены орденами нескольких государств, их именами названы поезда и улицы, в том числе в российской столице, информация о восстании включена в школьные учебники истории.
Валерия Хващевская