Легендарная передача «В мире животных» отметила свое 50-летие.
За прошедшие годы в ней время от времени менялись музыка и заставки, студии и декорации, программа несколько раз переходила с одного телеканала на другой. Последние 40 с лишним лет передачу ведет знаменитый ученый-зоолог и путешественник Николай Николаевич Дроздов. Его «фирменный» голос стал визитной карточкой передачи — никто другой не рассказывал о природе с такой любовью и теплотой.
Юбилейный год ознаменовали две новости: одна плохая, другая хорошая. Начнем с первой: Николай Дроздов уходит из передачи. Вторая: бразды правления он передает преемнику, которого всему выучил сам. На него телеведущий возлагает большие надежды.
Конечно, сидеть сложа руки Дроздов не собирается. Впереди – научная, общественная и творческая деятельность. Буквально на днях Николай Николаевич презентовал новую книгу, в которой рассказывает о самых запоминающихся встречах и событиях в своей жизни. Поделился он своими воспоминаниями и с нами.
Згуриди
— Прототипом нашей передачи «В мире животных» стала британская, которую вел натуралист, защитник природы Питер Скотт, — рассказывает Николай Дроздов. — Его отец — знаменитый исследователь Антарктики Роберт Скотт…
Передача «В мире животных» была создана другом Николая Дроздова, кинорежиссером Александром Згуриди.
— Мне тогда было лет тридцать — вспоминает Дроздов, — я был младшим научным сотрудником, и на кафедре дневал и ночевал… И тут позвонили с телевидения и сказали, что Згуриди сильно занят и предложил пригласить в передачу меня — мотивируя это тем, что я знаю и люблю Африку. Действительно, я знал и любил Африку, еще ни разу там не побывав… Мы сделали передачу об Африке, и с тех пор началось наше со Згуриди сотрудничество…
Африка
— Мы подружились, и однажды Згуриди пригласил меня на три недели в Африку, куда собрался для съемок фильма, — продолжает Николай Дроздов. — Этот человек прекрасно знал английский, со всеми мог договориться. В заповедниках, где можно было передвигаться только на микроавтобусе, не съезжая с дороги, мы нарушали все правила: въезжали в дебри и порой подвергались серьезным испытаниям… Однажды мы увидели носорога. Александру Михайловичу не понравилось, что тот стоял задом, и он попросил меня его развернуть. Моя задача состояла в том, чтобы, пригнувшись, подойти к животному, так как за мной из люка машины торчал оператор с камерой, взять в руки ветку и пошуршать ею по земле. Я так и поступил. Носорог медленно развернулся, и мы увидели, что за ним стоит его детеныш. Тут мамаша как понесется на меня! Я резко спрятался за машину, а она рогом как даст прямо в бампер! Решила, что наказала обидчика — развернулась и ушла…
В другой раз мы снимали отдыхающих в тени львов. Одной львице не хватило места под деревом, и она решила улечься в тени нашей машины. Я забрался на крышу, чтобы получше ее разглядеть. Подумал, что вряд ли она меня достанет. Но когда мы посмотрели друг другу в глаза, я испытал очень неприятное ощущение… Как только водитель завел мотор, львица тут же отошла в сторону: знала, что если машина зарычала, то скоро поедет…
Помню, как на крышу машины забрался гепард — видимо, решил с высоты выследить антилопу. Мы сидим внутри машины, боясь пошевелиться. Он же может подрать и покусать, если неправильно себя вести. И тут мой друг, консультант, открывает дверь, берет свисающий хвост гепарда в руки, и им, как кисточкой, протирает свой объектив. Мы – в ужасе, а гепард даже внимания на это не обратил!
Хуже получилось, когда мы поехали снимать семью слонов. Кстати, стадом их нельзя называть – именно семья, они все знают друг друга: кто кому тетушка, бабушка, и так далее. И ухаживают за малышами все вместе. Ну вот, мы подъехали, два оператора, высунувшись из люка, стоят наготове с камерой. Камеру, кстати, они очень берегли, потому что она была импортная, дорогая, если вдруг разобьется — на работе будет серьезный вычет. Местный водитель развернулся, но мотор не выключил. И сколько мы его ни просили выключить, так и не согласился — и не зря! Потому что вскоре один слоненочек, радостно повизгивая, побежал к нам — увидел в нас новый объект, с которым можно поиграть. Тут мамаша, испугавшись, что ребенка слопают, срывается с места, и, обгоняя слоненка, с грозным видом несется на нас. Водитель тут же сорвался с места, операторы в ужасе схватились за камеру. А я сижу возле заднего окна — и вижу, как слониха нас догоняет. Она видит, что торчат какие-то люди, и уже тянет хобот, потому что выхватить кого-нибудь для нее — радость… Спасибо водителю – в конце концов мы оторвались. Операторы сверху стоят, от страха чуть живы, а Згуриди поворачивается и спрашивает: «Ну что, удалось снять?»
Индия
— В 1974 году Александр Згуриди поехал в Индию работать над фильмом «Рикки-Тикки-Тави», где снимались Маргарита Терехова и Алексей Баталов, — вспоминает Николай Николаевич. — Они сыграли родителей главного героя. В индийском лесу ходить довольно страшно: там и тигры, и леопарды, и дикие слоны. Если слон увидит, что кто-то ходит по его участку, то легко догонит, и даже на дерево не успеешь залезть. Бывали случаи, когда люди залезали на гладкий телеграфный столб. Раз — и ты уже за крючки держишься, и тебя даже током не бьет!
Однажды мы ехали в заповедник, и на протяжении всего пути нам навстречу тянулся ручеек макак. Оказалось, в Индии с макаками большая проблема: они крадут все, что под руку попадется. На рынках от них житья нет. Но так как обезьяны — священные животные, обижать их нельзя. Их можно только поймать и отвезти обратно в лес. И вот они пешочком идут назад, потому что в лесу им нечего стащить…
Впечатлений от Индии у меня осталось очень много! Помню свою встречу с крокодилами. Они лежали в озере, как бревна — никакого движения. А надо же снимать. Вскоре я раздобыл связку убитых крыс. Встал позади оператора и через его голову стал бросать их в воду. В этот момент сонные «бревна» все как один подпрыгивают и пытаются эту крысу схватить. Ловит только один, моментально проглатывает, и — опять никакого движения. Вскоре вижу, что крокодилы подтягиваются к нам все ближе и ближе. Вот они совсем вылезли из воды, а крысы-то закончились! И тут они обратили свои взоры на ноги оператора. Он стоял в шортах, и у него были такие мускулистые икры! Когда крокодилы подошли уже совсем близко, я схватил палку, подбежал к одному из них — и как треснул ему по морде! Тут же из его пасти посыпались зубы. У крокодилов зубы молочные, без корней, они их часто теряют, но через две-три недели вырастают новые. Собрал я тогда более дюжины зубов, но у меня остался всего один, остальные разобрали на сувениры…
Вдвоем
С 1975 по 1977 год передачу «В мире животных» вел писатель, обозреватель «Комсомольской правды» и путешественник Василий Песков, а Дроздов приходил в качестве гостя. Но потом они стали вести поочередно.
— Мы работали вместе вплоть до 1990 года, — вспоминает Николай Николаевич, — И я считаю это время «серебряным веком» нашей передачи. Василий Михайлович рассказывал о том, что волновало его: деревня, крестьянский двор, домашние животные… А я — про Африку, Индию, Австралию. Письма присылали мешками! …
Преемник
— С 1990 года мне приходилось вести «В мире животных» одному, — говорит телеведущий. — А десять лет назад мне стал помогать тогда пятилетний сын наших сотрудников — Алексей Лапин. Они приводили его с собой на работу, потому что не с кем было оставить дома. Потом он стал юным корреспондентом, и уже с десяти лет по сегодняшний день Алексей — мой соведущий. Сейчас ему 15 лет. На 50-летие передачи «В мире животных» я заявил, что ухожу и в течение нескольких месяцев передам свои полномочия этому мальчику. Говорят, что я бросаю передачу, но это не так! Я как раз забочусь о ней. Сейчас Алексей ведет передачу на канале «Карусель», но когда подрастет, он сможет вернуть ее на взрослый канал. Сейчас как раз мне нужно отойти, чтобы посмотреть передачу со стороны, как зрителю. И если все пойдет гладко, я спокойно смогу заняться другими делами. Потому что, несмотря на возраст, у меня еще куча планов!
Елена Соколова