В выходные встретил на даче своих добрых соседей – пенсионеров из Москвы. Они, не скрывая радости, поделились последними новостями:
— Мы теперь сюда бесплатно сможем ездить, на всех пригородных электричках и даже на «Ласточке»! Правительство Москвы сделало пенсионерам такой подарок! Правда, замечательно?! Мы с мужем на каждой поездке на дачу будем экономить по две тысячи рублей! – тараторила соседка.
Конечно, чудесный подарок! Вот она, подлинная забота о людях, о ветеранах! Я искренне порадовался за столичных стариков. Но радужное умиление быстро улетучилось, сменившись досадой и щемящей тоской по справедливости. А почему такие блага и такое внимание получают только москвичи? Чем же хуже жители тверской или ивановской губернии? Чем провинились остальные граждане России?
С каждым годом диспропорция между уровнем жизни в Москве и в остальных регионах неуклонно возрастает. Нас словно специально разделили на два обособленных мира: в одном достаток и благоденствие, в другом – нищета и безнадега. А халявные электрички для столичных пенсов всего лишь малая часть из внушительного списка преференций. Впрочем, подобные льготы кажутся мелочью на фоне главных и отличительных преимуществ для населения первопрестольной.
Прежде всего это зарплаты и пенсии. Выплаты московским пенсионерам вдвое выше, чем в среднем по стране. А вот трудящиеся столицы зарабатывают больше тех же тверичей почти в четыре раза! Мне удалось увидеть сетку зарплат директоров московских школ. Цифры в ведомостях меня шокировали. Директор самой обычной средней школы получает в Москве 250 тысяч рублей! Зарплата учителя 80 тысяч. В Твери соответственно 40 и 20.
В здравоохранении расхождения еще более впечатляющие. Моя племянница – опытный акушер, впахивала и на «Скорой», и в роддоме за 16-17 тысяч в месяц. Потом плюнула и устроилась в московскую больницу, медсестрой. Работает сутки через трое и получает по 70 тысяч, не напрягаясь.
Москва манит к себе показным достатком, роскошью и невероятными перспективами. Правда, для подавляющего большинства искателей столичного счастья они весьма призрачны, и добиться успеха удается немногим. А постоянная жизнь в разъездах, в электричках весьма тягостна и не может длиться вечно. Не каждый человеческий организм выдерживает такие нагрузки. Но тысячи и тысячи обездоленных провинциалов ежедневно и ежечасно заполняют вагоны электричек и отправляются в Москву, чтобы заработать более-менее нормальных денег, чтобы позаботиться о детях и стариках-родителях, чтобы иметь возможность жить по-людски…
Кто и зачем поделил нас на два таких разных мира? Почему одни отдыхают на Канарах, а другие на канавах – сажают картошку на жалких шести сотках возле бывших торфоразработок? Можно сколько угодно шутить и ерничать по поводу гигантского дисбаланса в уровне жизни москвичей и провинциалов, но дело уже заходит слишком далеко. Существующая несправедливость уже вовсю будоражит умы миллионов граждан, и они хотят получить внятный ответ на такие простые вопросы. Почему социальные гарантии, продекларированные государством, доступны лишь проживающим в пределах Московской кольцевой автодороги? Может быть наши ветераны хуже работали, меньше отдавали родной стране и потому не удостоились нормальных пенсий и других социальных благ? Может быть мы с вами, и наши дети, внуки люди второго сорта, ни к чему не способные и никому не нужные?
Страшно подумать, но возможно у жителей столицы кровь другого цвета? Недаром говорят: «Человек благородных кровей». Да где уж там…! Сколько среди нынешних москвичей коренных горожан хотя бы в третьем поколении? Пожалуй, и четверти не наберется. В Москве одних только выходцев из Азербайджана больше миллиона проживает! Когда я оказался в столичном метро, мне показалось, что попал в Душанбе или Ташкент. Впрочем, это уже тема отдельного разговора.
Мы сегодня «наступили на очень больной мозоль». И это вовсе не слезы зависти и отчаяния неудачников-провинциалов. Сложившаяся ненормальная ситуация создает серьезное социальное напряжение в самых широких слоях населения России. Это реальность. Это факт. Это одна из постоянных тем, обсуждаемых за рюмкой водки и чашкой чая, в рабочих бытовках и в вагонах трамваев, на кухнях и на пикниках.
В советские годы вся страна жила по единым тарифным ставкам, а добавочный коэффициент к зарплатам москвичей составлял всего 10 процентов. И центр и окраины огромной державы развивались динамично. Нынешнему либеральному Правительству, видимо, не нужна стабильность. Словно специально вносят раздор, вызывая раздражение и недовольство в искусственной разнице в уровне жизни россиян. Бюджеты регионов формируются на основе налоговых поступлений. Но если львиная доля всех крупных банков, госкорпораций и иностранных компаний имеет юридическую прописку в Москве, то там, естественно, оседают и все средства. Справедливее было бы платить налоги там, где ведется деятельность организации или предприятия. А доходы и выплаты от ресурсных компаний, использующих недра и природные богатства страны, должны в равномерных долях распределяться всем субъектам Российской Федерации.
А зарплаты, пенсии и прочие пособия, несомненно, должны быть одинаковыми по всей стране. Конечно, нужно разработать и официальные надбавки за удаленность, как это было при СССР. Между прочим, тарификация должностных окладов в Советском Союзе основывалась на прежнем табеле о рангах, существовавшем в Российской Империи. Если помните, всего было 14 классных чинов, представлявших четкую и понятную карьерную лестницу. Может стоит вернуться к опыту наших предшественников?
Пишу обо всем этом с болью и тревогой. Хочется верить, что нас услышат и наведут, наконец, порядок. Ведь вся страна гудит. Народ из глубинки рвется в столицу. Целые края и области пустеют. Дальний Восток переживает массовый отток людей в европейскую часть страны. Если не принять срочных мер, этот край обезлюдит и мы его попросту потеряем. Это уже проблема выживаемости самой России.
Недовольство людей нарастает, и их терпение не бесконечно. Нужно об этом помнить. Двух миров в России быть не должно!
Дмитрий Фадеев