Во Ржеве в одну ночь проведено 40 обысков и задержаны десятки человек, грабивших поезда…
7 августа во Ржеве сотрудниками ФСБ и Следственного комитета РФ была проведена масштабная полицейская операция: задержаны десятки членов организованного преступного сообщества, которые на протяжении нескольких месяцев грабили железнодорожные составы в Тверской области.
… Глубокой ночью в Зубцовском районе на пересечении железнодорожных путей и проселочной дороги неожиданно притормозил грузовой состав. Тут же двери вагонов распахнулись, и в них запрыгнули поджидающие поезд люди. Начался грабеж! Одни преступники выбрасывали из вагонов коробки с грузом, другие перекладывали их в поджидающие тут же автомобили. Длилось все это буквально несколько минут, но воров было настолько много и «работали» они так споро, что фургоны автомобилей за это время оказались заполненными под завязку. Тепловоз дал гудок, тележки вагонов скрипнули, и состав продолжил путь. Машины с награбленным имуществом также исчезли в темноте…
Все это не кадры из киношного детектива. С февраля по август этого года несколько железнодорожных составов, следующих через станцию Ржев, прибывали в пункт конечного назначения основательно разграбленными. Из вагонов пропало все ценное имущество, начиная от дорогостоящей оргтехники и заканчивая элитными алкогольными напитками. В полицию и прокуратуру посыпались гневные заявления от владельцев товара, требующих найти и наказать виновных и вернуть похищенное имущество.
Масштаб
Масштабы воровства были настолько грандиозны, а исполнение преступлений настолько наглым, что расследование дела было немедленно поручено столичным оперативникам ФСБ и следователям Главного следственного управления СК РФ. Кроме них к деятельности следственно-оперативной группы также привлекли сотрудников главного управления собственной безопасности МВД РФ.
Было понятно, что без участия железнодорожников, стрелков вневедомственной охраны и, вероятно, полицейских, совершить такие преступления невозможно. Сомнений у следователей не было: в Тверской области действует сплоченное преступное сообщество, деятельность которого угрожает основам национальной безопасности страны. Ведь железная дорога — это стратегический объект. А что, если следующей целью преступников станет состав, перевозящий военные грузы?
Следствие
Следствие по этому уголовному делу проводилось в рамках строжайшей секретности. Дабы не допустить утечки информации, москвичи не допускали к материалам дела никого постороннего, и даже многие высокие тверские начальники правоохранительных органов были не в курсе расследования.
7 августа ночью по тревоге были подняты десятки тверских сотрудников следственного комитета. Полусонных следователей и криминалистов погрузили в автобусы и повезли в сторону Ржева, даже не объяснив причины происходящего. Вот и гадали наши ребята, куда их везут. То ли тревога учебная, то ли самолет упал… И только по прибытии в город воинской славы следователям дали указание, чем конкретно они будут заниматься.
С самого раннего утра во Ржеве началась грандиозная полицейская операция, наверное, одна из крупнейших за последние десятилетия в нашей области. Всего в этот день было проведено более 40 обысков и задержано 35 подозреваемых. 21 человек был схвачен прямо на месте преступления – в тот самый момент, когда они раздербанивали очередной железнодорожный состав. Воры действовали в лучших традициях гангстеров Дикого Запада. На кадрах оперативной съемки видно, как притормаживает грузовой состав, ведомый преступником-машинистом. На платформы лихо заскакивают грабители, и начинается масштабное воровство товара, который тут же перегружается в автомобили.
В ходе обысков следователям и оперативникам удалось обнаружить значительную часть похищенного имущества стоимостью в миллионы рублей. Установлены схроны и места сбыта ворованного товара. Сейчас продолжается работа над выявлением все новых преступлений и оставшихся участников преступного сообщества.
Кто?
Корреспондентам «МВ» пришлось буквально по крупицам собирать сведения, чтобы хоть немного прояснить картину этих резонансных преступлений.
Мы съездили во Ржев, где встретились со знакомыми задержанных, поговорили с работниками станции Ржев-Балтийский и просто с горожанами. Честно говоря, узнать удалось немного. Ржевитяне в шоке от случившегося. Информацию люди узнают по тем скупым каплям, которые выдают в своих релизах пресс-службы ФСБ и СК РФ. Работники РЖД немногословны, говорить с нами без санкции московского руководства отказались.
Кто же стоит за созданием такой сплоченной, многочисленной, абсолютно безбашенной преступной организации? Ветеран чеченской войны, начальник охраны Кировского мини-рынка во Ржеве Дмитрий Баукин? Или потомственный железнодорожник в третьем поколении, заместитель начальника диспетчерского центра дирекции Управления движением Октябрьской железной дороги Игорь Мусатов? Знакомые этих задержанных, с кем нам удалось пообщаться, сомневаются в этом. Характеризуют, как хороших людей, от которых они не ожидали подобного… Задержанные предприниматель Александр Забавин или машинист Антон Опекунов? Трудно сказать. Всего на данный момент Басманным судом Москвы арестовано 25 человек, среди которых десять машинистов и помощников машиниста ОАО РЖД, семеро неработающих граждан, слесарь ремонтно-подвижного состава, частный предприниматель, водитель и три стрелка ведомственной охраны железнодорожного транспорта.
Вопрос
Мы же зададимся вот каким вопросом. Возможно ли совершение таких преступлений без покрывательства со стороны правоохранительных органов и высшей администрации Октябрьской железной дороги? Согласитесь, что в наше время, когда все движущиеся поезда находятся под наблюдением систем ГЛОНАСС и GPS, невозможно не заметить их незапланированную остановку для разграбления. Для того, чтобы перегрузить тонны похищенного товара из стоящего поезда в автомобили, требуется определенное время, при этом возможны нежелательные свидетели. Значит, подъезды к месту преступления должны были быть перекрыты. А потом еще ворованный груз надо сопроводить до места схрона. Кому легче всего это сделать? Правильно, сотрудникам ГИБДД.
Вопросов много. Ответов на них пока нет. Ждем дальнейших результатов расследования. Как бы то ни было, уже сейчас с уверенностью можно сказать, что арестованных членов железнодорожной мафии впереди ждут долгие годы за решеткой. Ведь только лишь за одно участие в организованном преступном сообществе (ст. 210 УК РФ) предусмотрено минимум 5 лет лишения свободы.
Илья Гусаров