Пять суток в селижаровских лесах провела 72-летняя пенсионерка Ирина Александрова. И выжила!
Своим спасением я обязана ярко-розовой куртке, благодаря которой меня заметили с вертолета спасатели, — сказала корреспонденту «МВ» 72-летняя Ирина Алексеевна Александрова, которая провела пять суток в лесу.
12 августа московская пенсионерка Ирина Александрова сплавлялась на катамаранах с группой московских туристов. В Тверской области, проходя по реке Селижаровка, решили сделать привал. Около половины шестого вечера Ирина Алексеевна отправилась за грибами и… пропала. Как она сама говорит, заблудилась, попав «в какие-то болота».
— Мне было трудно передвигаться, повсюду была топь и поваленные деревья, — говорит Ирина Александрова. – К тому же, начало смеркаться. Всю ночь я просидела на упавшей березе, дрожа от холода. В своей легкой ветровке я так замерзла, что зуб на зуб не попадал! Очень пожалела, что пошла в лес без навигатора и без компаса…
Болота
С рассветом женщина попыталась выйти из леса. Но вышла на огромное болото и поняла, что окончательно заблудилась…
До самой ночи она опять плутала по лесу, находила тропинки, но все они вели в болота. Однако она пенсионерка не падала духом. По пути ела лесные ягоды, пытаясь хоть как-то заглушить голод.
В течение пяти суток Ирина Алексеевна упорно пыталась найти выход!
— По ночам я ложилась на кочку и пыталась уснуть, — рассказывает она, — а чтобы ноги не застыли, опускала их по колени в болотную жижу, которая за день прогревалась и не успевала остыть. Это было моим спасением. С рассветом я вставала, шла и к ночи опять валилась на кочки. Мышцы замерзали так, что я не могла устоять! Приходилось растирать ноги, чтобы идти…
За пять суток Ирина Александрова смогла развести огонь только дважды (слава богу, была с собой зажигалка). Разведя костер, женщина жарила сыроежки, а еще питалась лесными ягодами и травами. Но больше двух горстей клюквы и кислицы съесть не могла.
— От горечи и кислоты у меня сжимало горло, начинался спазм, — говорит она. – Мне хотелось пить, но не встретила ни одного ручейка. С каждым днем надежда на спасение таяла. Местами я проваливалась в болото по пояс, потом научилась обходить опасные участки…
Нашли!
На третий день поисков Ирина Алексеевна услышала вдалеке шум вертолета. Появилась надежда на спасение. Пенсионерку, и вправду, искали — сотни человек. Активные поиски организовала ее 30-летняя внучка – Анна Казнадзей, которая была в Польше, когда узнала о беде. Анна тут же вернулась в Россию и за считанные часы собрала группы добровольцев, которые прибыли в Селижаровский район на поиски бабушки. На пятый день, 17 августа, к поискам подключилась санавиация МЧС. Анна была на борту вертолета МИ-8, который отправился на поиски пропавшей.
— Во все глаза я смотрела с воздуха на лес, — говорит Анна. – Вдруг наш врач-реаниматолог Иван Гудин закричал: «Вон она! Я ее вижу!»
Врач заметил бабушку благодаря ее ярко-розовой куртке: она хорошо была видна среди зелени..
Ирина Алексеевна видела, как вертолет несколько раз он кружил прямо над ней. Женщина боялась, что с воздуха ее не увидят, а выбраться на открытую местность сил не было. На тот момент женщина так устала, что могла пройти не больше десяти шагов.
— Вертолет все кружил и кружил, а потом улетел, — вспоминает Ирина Алексеевна. – Но меня все-таки заметили. Когда увидела людей, то не поверила своим глазам! Решила, что у меня начались галлюцинации… Это были врачи, спасатели и моя внучка Анечка. Мы долго обнимались, целовались, а я плакала от счастья и не могла поверить, что этот кошмар закончился…
Чудеса
На носилках спасатели поместили 72-летнюю женщину на борт Ми-8, который полетел к Тверской областной больнице. По пути Ирина Алексеевна рассказывала о своих приключениях в лесу. Все время полета она прижимала к груди свою ветровку, благодаря которой ее заметили с воздуха. С этой «счастливой курткой» пенсионерка не расстается и в больнице. Сейчас женщина находится под наблюдением врачей ОКБ. Удивительно, но тяжелые испытания почти не отразились на здоровье пожилой путешественницы. Более того, даже артериальное давление пришло в норму.
— А еще у меня снизился сахар, — говорит Ирина Алексеевна. – Я — диабетик, а тут сахар пришел в норму! Мой организм почему-то стал работать совершенно по-другому. Чувствую я себя вполне нормально. Правда, температура все еще держится…
В тверской больнице пенсионерка проведет еще несколько дней. С ней неотлучно находится ее внучка.
На вопрос, отправится ли она еще в лес, Ирина Алексеевна улыбается:
— А как же? Обязательно пойду! Только возьму с собой компас и навигатор, чтобы без проблем выйти из леса. Теперь я не совершу такой ошибки…
Путешественница
Кстати, как мы узнали, в свои 72 года Ирина Алексеевна уведет весьма активный образ жизни. Всего год назад она научилась водить машину. Как сама говорит, вынуждена была это сделать, чтобы добираться из Москвы на свою любимую дачу, которая находится в деревне, расположенной в Лесном районе. А еще каждое лето Ирина Алексеевна сплавляется на катамаранах по рекам.
— Я не умею сидеть на месте, мне необходимо постоянно путешествовать, желательно по воде, — говорит она. – Увлеклась я этим еще в молодости, когда на руках было две маленькие дочки. По рекам мы сплавлялись всей семьей. Я люблю путешествовать и всем советую не сидеть дома, а отправляться в поход. А еще советую не бояться заблудиться в лесу, как выяснилось, ничего страшного в этом нет… Просто главное — не поддаваться панике и постараться сделать все, чтобы выжить.
Светлана Алексеева