Вот и пришло время нам с вами откровенно поговорить о грядущих выборах. Они уже на носу. В воскресенье жители многих городов и районов Верхневолжья придут на избирательные участки. Где-то будут выбирать депутатов районных советов, где-то – городских и сельских поселений. Почти везде кипят нешуточные страсти и ведется серьезная предвыборная борьба. Но, конечно, в приоритете нашего внимания выборы депутата Государственной Думы по 180-му Заволжскому одномандатному избирательному округу. А это вся западная половина области и Заволжский район города Твери.
В последнее время я принимаю огромное количество телефонных звонков от читателей газеты и просто знакомых, в которых звучит один вопрос: «За кого голосовать?» Конечно, такое доверие с вашей стороны мне очень приятно, но все-таки выбор вам предстоит сделать самим. А вот разобраться в расстановке сил, понять, что движет кандидатами, определить их ресурс и возможности, наверное, стоит попробовать. И главное, давайте посмотрим: от кого из нынешних претендентов на место в Госдуме можно ожидать наибольшей отдачи в случае избрания?
Постараюсь быть предельно объективным. Еще раз напомню, что я не состою ни в одной политической партии. Для меня, в отличие от многих моих коллег, неприемлемо в зависимости от политической конъюнктуры менять, как перчатки, партийную принадлежность
Итак, всего в списке кандидатов шесть человек. Это представляющий «Единую Россию» депутат Законодательного Собрания Тверской области Сергей Веремеенко, представитель ЛДПР Леонид Булатов, главный юрист КПРФ Вадим Соловьев, депутат Тверской городской Думы справедливоросс Сергей Юровский, лидер тверских «Коммунистов России» Илья Клейменов и заместитель гендиректора строительной фирмы, член «Партии пенсионеров» Александр Гришин.
На мой взгляд, как таковой борьбы между этими кандидатами практически не наблюдается. Причин множество: у кого-то не хватает опыта ведения избирательных кампаний; кто-то, наоборот, от них как будто уже устал; кто-то из кандидатов делает ставку не на публичные конфликты с соперниками, а на прямое общение с людьми; есть и те, кто, похоже, вообще не планировал никакой работы с избирателями.
На этом фоне весьма привлекательно выглядит единоросс Сергей Веремеенко. Начиная кампанию в сложной обстановке, он день ото дня набирал очки. Веремеенко активно шел в народ, не боясь и не обходя неудобных вопросов. Говорил с людьми честно и откровенно. Я не раз видел его на подобных встречах и отмечал, что Сергей Алексеевич сам многому научился, общаясь с избирателями. Удивительно, но прежде довольно закрытый человек, что объясняется его работой в оборонно-промышленном комплексе, вдруг на глазах преобразился и раскрылся с неведомых раньше сторон.
Надо признать, что Веремеенко вел очень активную и хорошо продуманную предвыборную кампанию. И в проблемы людей вникал не формально, для вида, а дотошно, тут же нащупывая пути решения. Познакомившись поближе, я узнал, что он не краснобай, а конкретный и очень деловой мужик.
Есть у этого кандидата и еще одно существенное отличие. По большому счету он в этой жизни уже всего добился, реализовал себя и как бизнесмен, и как меценат. Веремеенко реализует крупные проекты по всей России и этим известен в федеральных министерствах и ведомствах, имеет в органах власти разных уровней хорошие деловые связи. Депутатский статус для Сергея Веремеенко – уж точно не способ повысить собственное благосостояние и популярность. Он идет на федеральную ступеньку власти явно не за этим. Наоборот, Веремеенко сам готов поделиться своим ресурсом влияния и лоббистскими способностями в интересах тверского региона. Как человек команды он логично встраивается в систему власти и может быть ее очень важным и полезным звеном. Кроме того, известно, что Сергей Веремеенко хорошо знаком с Владимиром Васильевым, который до назначения руководителем Республики Дагестан был депутатом Госдумы как раз по 180-му округу и, вероятно, смог бы продолжить реализацию начатых Владимиром Абдуалиевичем социально-экономических проектов.
При всем уважении к активности и креативности Сергея Юровского, шансов получить мало-мальски значимый результат у него немного. И даже агрессивная и резко негативная информационная агитация вряд ли изменит положение. Так случилось и год назад на выборах в ТГД, где Юровский был моим прямым конкурентом. Наши люди судят о человеке по его делам, по личным достижениям. А Сергей еще только начал строить свою политическую карьеру. Думаю, он и сам рассматривает свое участие в этих выборах, как пробный шар. Хотя на какую-то часть голосов Юровский способен рассчитывать. Но это будут голоса, которые недополучит Вадим Соловьев.
Да, он выступает с Юровским на одном поле, окучивая протестный электорат. Вообще, ситуация с участием в этих выборах Вадима Соловьева мне кажется более, чем странной. К Тверской области он вроде как имеет отношение: свыше десяти лет курирует от КПРФ наш регион. Но за последние годы его деятельность на просторах губернии не привела к сколь-нибудь ощутимым успехам. Да и сам он заметно подрастерял былой политический капитал. Не смог избраться в Госдуму. А на выборах губернатора Тверской области, так и не вступив в борьбу, по каким-то нелепым организационным просчетам сошел с дистанции. Создается впечатление, что для Соловьева, да и вообще для КПРФ, в избирательном процессе главное не триумф, а участие. Я все время чувствую в их кампаниях стойкое нежелание побеждать. Оно проявилось еще в далеком 1996-м, когда Геннадий Зюганов, бывший безоговорочным фаворитом в борьбе за пост Президента России, фактически отдал победу в руки Ельцина, плавно соскочив с пьедестала. Что это? Неспособность или нежелание взять на себя ответственность за судьбу страны и ее народа? Или удобная позиция быть всегда за чьей-то спиной и безбоязненно критиковать просчеты власти?
А чем можно объяснить поведение Вадима Георгиевича Соловьева в нынешней избирательной кампании? Для меня оно выглядит таким же невнятным. Никакой особой активности со стороны КПРФ мы не наблюдаем. Ни агитаторов, снующих по дворам и подъездам, ни ярких информационных бюллетеней, ни серьезной пропагандистской работы, ни предвыборных манифестаций – ничего подобного просто нет! И разве это не странно? Может быть, в КПРФ имеются финансовые трудности? Но как в это поверить, если коммунистическая партия вторая по численности и по влиянию в стране, а также по представительству в Госдуме!
Ко всему прочему сам Вадим Георгиевич, несмотря на активную фазу предвыборной кампании, почти не появляется на территории Тверской области. Скорее, просто обозначает свое участие в выборном процессе. Это называется имитацией борьбы. Похоже, руководство партии в первую очередь волнует не победа, а сохранение влияния на свой электорат и незыблемость статуса «вечно вторых», оставаясь самой крупной оппозиционной фракцией в Думе. Со всеми полагающимися парламентскими благами и привилегиями.
А что, действительно удобная позиция! Если мы все имеем и ни за что не отвечаем – на хрена нам Виктория?! Вот только вечно так продолжаться все-таки не может. Наши люди уже давно перестали быть серой массой, которой легко манипулировать. И повторяющийся раз за разом трюк уже вряд ли пройдет.
Леонид Булатов и Александр Гришин вообще непонятно зачем принимают участие в выборах. Их цели для меня, как избирателя, остаются загадкой.
Некоторую креативность проявляет Илья Клейменов. Пожалуй, больше всего в эту кампанию он запомнился тем, что высказал свою солидарность «Президенту Венесуэлы и всему народу этой дружественной страны» после попытки покушения на Николаса Мадуро в начале августа.
Вот такая, на мой беспартийный взгляд, сложилась картина накануне выборов в Государственную Думу. Я, как и обещал, просто поделился с вами своим мнением, своими мыслями вслух, если хотите. Но, друзья мои, в конечном итоге только вам решать, кому отдать свое предпочтение. Выбор за вами.
Дмитрий Фадеев