В одно мгновение в маршрутке под Тверью погибли 13 человек. Но это не просто 13 оборванных жизней. Это десятки осиротевших детей и убитых горем родственников. Это искалеченные судьбы и несбывшиеся надежды. Наверное, у каждого из нас возникает вопрос: «Почему? Почему это произошло? Можно ли было избежать трагедии?»
Сухим языком следствия жуткое ДТП у деревни Некрасово трактуется, как «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть 13 человек». Обыватель со вздохом скажет: «Несчастный случай!» К сожалению, мы привыкли, что в нашей жизни подобное — не редкость. Несчастный случай. Случайность. Никто не застрахован от беды. Мы как бы соглашаемся с неотвратимой закономерностью страшных трагедий, принимая их с должной смиренностью.
И все же не стоит списывать все на волю случая и провидения. Не следует искать оправдания собственной расхлябанности и бездеятельности. Это не пустые фразы. За ними человеческие жизни. Много прерванных жизней и много горя. А ведь немало трагедий возможно было избежать при надлежащей организации пассажирских перевозок, при ответственном отношении к служебным обязанностям со стороны чиновников и управленцев. Именно они выстроили порочную систему в работе общественного транспорта в Твери и области. Именно они молчаливо поощряют хаос и вакханалию, творящиеся в сфере пассажироперевозок. Именно они умышленно разваливают муниципальный транспорт, подменяя его дикой маршруточной джигитовкой.
Сколько лет мы с разных трибун говорим о необходимости коренной перестройки в организации движения пассажирского общественного транспорта. Это касается и самой областной столицы, и всего региона. На сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что создававшаяся десятилетиями четкая и понятная система городских и междугородних пассажирских перевозок полностью уничтожена. Печальный тому пример — наша Тверь. В авангарде ликвидаторов местная исполнительная власть, поддерживаемая группой депутатов-соглашателей.
Результаты их деятельности впечатляющие! Из некогда существовавших 17 трамвайных маршрутов кое-как сохранился всего один! Да и тот на ладан дышит. Километры трамвайных путей разобраны или закопаны. Закрыто старейшее в России трамвайное депо на площади Капошвара. Едва теплится и жизнь в троллейбусном парке. Маршруты сокращаются, ликвидированы все диспетчерские пункты. Расписание на электротранспорте не действует, подвижной состав ходит с большими интервалами, и пассажиры на него уже не рассчитывают. Не в лучшем состоянии и автобусный парк. Несмотря на производимые закупки транспорта, муниципальное автохозяйство хиреет и проигрывает конкуренцию частным извозчикам.
Год от года ситуация только ухудшается. И на сегодня в Твери транспортное обслуживание населения стало, бесспорно, проблемой номер один. В городе не только трудно добраться до нужного пункта назначения, но даже понять и узнать, каким образом это можно сделать. До сих пор не существует четкой схемы движения общественного транспорта, по крайней мере жители с нею не знакомы. Нет расписания движения, нет интервалов. Нет в большинстве случаев обустроенных остановочных пунктов. Зато есть десятки выброшенных на эти цели миллионов бюджетных рублей. Хоть как-то разобраться в логике хаотично возникающих маршрутов частных перевозчиков и вовсе невозможно. О работе тверских маршруток не хочу даже говорить. Это что-то запредельное, из каменного века азиатской провинции.
Беда в том, что бесконтрольность в работе частных перевозчиков создает массу проблем. Постоянно возникают пробки, центральные магистрали перегружены, на остановках заторы. Маршрутки становятся главными участниками дорожных происшествий, люди подвергаются смертельной опасности. Добавьте сюда профнепригодность многих водителей-гастарбайтеров, их дремучее хамство и неуважение к пассажирам, нежелание обслуживать пенсионеров и льготников. Вот вам и благодатная среда для возникновения конфликтов, для массового недовольства жителей. Кстати, их позицию и возмущение я полностью разделяю и адресую властям Твери. Господа, вы же гробите родной город, вы становитесь негодяями в глазах тверичан. Желаете убедиться? Пойдите в народ: попробуйте приехать на работу на любимой вами маршрутке. Думаю, вам это будет сделать непросто. Если все же удастся, послушайте, что говорят о вас жители, как оценивают люди вашу неустанную заботу о них!
Вы не стремитесь к переменам, потому что очень удобно ничего не делать и получать увесистые конверты от частных перевозчиков. Не могу никого конкретно в этом обвинять, но так было на протяжении многих лет. Миллионы налички ежемесячно пополняли личные бюджеты важных муниципальных служащих, воплощаясь в красивые дома, дорогие машины и незабываемые путешествия.
Я всегда не устаю повторять, что действия любого чиновника обоснованы двумя причинами: либо это корысть, либо непроходимая тупость и идиотизм. Правда, первая встречается гораздо чаще. Как бы то ни было, налицо факт полного бездействия тверской городской власти. Преступного бездействия, между прочим. И это происходит несмотря на жуткую ситуацию с общественным пассажирским транспортом, невзирая на запросы общества о необходимости развития муниципального электротранспорта, на уже разработанную и озвученную концепцию подобного развития, наконец, на поддержку этой линии со стороны губернатора области Игоря Рудени.
Сегодня уже просто не существует иного пути, нежели возрождение муниципальных пассажирских перевозчиков. В первую очередь это должны быть трамваи и троллейбусы, обслуживающие наибольший пассажиропоток. Далее автобусы большой вместимости, а окраинные районы останутся за более компактными автобусами. Но несомненно одно: основа транспортной составляющей должна принадлежать муниципалитету, и именно городские власти призваны выстраивать целостную систему пассажироперевозок. Можно использовать прежний опыт времен СССР, можно взять за основу опыт Казани, Воронежа или Москвы. Даже пример наших зарубежных городов-побратимов обязательно пригодится. Везде в основе муниципальный электротранспорт с точнейшим и удобным расписанием и наибольшим охватом пассажиропотоков.
Я очень надеюсь, что в скором времени будет сделан первый шаг в этом направлении у нас. Возможно, для этого придется дать кому-то хорошего пинка. Иначе мы не только не улучшим положение с перевозками людей, но и впредь будем собирать скорбный урожай жертв автокатастроф. Трагедия с пассажирами маршрутки на Старицком шоссе — очередное грозное предостережение нашим властям и призыв к незамедлительным действиям. И полумерами здесь уже не обойтись. И сэкономить тоже вряд ли получится. Ведь на кону — человеческие жизни. Каждая из них — бесценна!
Дмитрий Фадеев