Представления прокуратуры о соблюдении норматива приезда «скорой помощи» к пациенту в течение 23 минут абсолютно законны, но… невыполнимы. И даже абсурдны
В Тверской области проходят массовые прокурорские проверки больниц на предмет своевременного приезда к пациентам карет «Скорой помощи». По результатам этих проверок могут быть приняты очень серьезные меры прокурорского реагирования. Да, такое возможно, но в чем это сможет выразиться? В очередных выговорах или увольнениях с работы? Но что это изменит? А может быть, вместо трех бригад в Заволжье, откуда ни возьмись, появятся положенные 13? Или вдруг резко повысится зарплата медиков, и желающие поработать на «Скорой» станут в очередь?
За последние две недели прокуроры уже пришли в больницы Сонковского и Осташковского районов, а также на подстанцию скорой медицинской помощи №1 в Заволжском районе Твери. И если в первом случае «государево око» выявило лишь ненадлежащее оборудование медицинских автомобилей, то в Осташкове и Твери установлены многочисленные факты нарушения нормативов доезда к пациентам бригад скорой медицинской помощи. Прокурорские работники уже направили соответствующие представления в больницы с требованием устранить выявленные недостатки в работе. В противном случае будут приняты серьезные меры и главврачей накажут.
Все это, конечно, хорошо, если не было бы так грустно. Мы не сомневаемся, что прокуроры проверяют больницы с благими намерениями, и их цель — максимально помочь гражданам в своевременном получении медицинской помощи. Но с того ли края они начали, вот в чем вопрос? Помогут ли больным людям прокурорские представления и наказания врачей?
Проблемы
Наша газета неоднократно писала о бедственном состоянии «Скорой помощи» в Твери и области. С момента последней публикации ровным счетом ничего не изменилось. Врачей и фельдшеров катастрофически не хватает. А те, кто остался, почти в буквальном смысле горят на работе. Та незначительная прибавка к зарплате, что появилась с начала этого года, бедственного положения дел не изменила. Только теперь у врачей «Скорой помощи» в Твери рабочие сутки составляют не 24, а 23 часа. У них отняли час за то, что они позволяют себе иногда поесть на работе. Зато добавили лишнюю смену. Другого способа, как увеличить количество бригад на линии, руководство Тверской станции скорой помощи не придумало. А поесть медики все равно не успевают – крайне мало бригад и огромное количество вызовов…
Вот и носятся теперь врачи с одного вызова на другой без отдыха, еды и элементарной возможности спокойно сходить по нужде. Понятное дело, что не укладываются в нормативы. Напомним, что, согласно приказу Минздрава и тверскому региональному закону, время доезда бригад скорой медицинской помощи до пациента не должно превышать 23 минут с момента ее вызова. Проблему можно решить только увеличением количества бригад, укомплектованных квалифицированными врачами. А их нет.
И никакие представления прокуратуры тут не помогут. Разве только главврачи сами на личных машинах будут выезжать к пациентам и оказывать неотложную помощь…
Мнение
Своим мнением по поводу решения проблем главный врач Тверской станции скорой медпомощи Алексей Мечетный и заведующий подстанцией № 1 Николай Ефремов делиться не пожелали. Видимо, текущее положение дел их вполне устраивает. Эти чиновники от медицины предложили нам обратиться за официальными разъяснениями в министерство здравоохранения области. Но ни звонить, ни писать туда толку нет. Областной минздрав занял глухую оборону и ни на какие контакты с представителями СМИ не идет. Впрочем, оно и понятно. Сказать, что-то более-менее вразумительное чиновники все равно не могут, говорить правду боятся.
А вот главный врач Осташковской ЦРБ Олег Иванов нам рассказал, почему прокурорская проверка выявила в его больнице нарушения нормативов доезда «Скорой помощи»:
— У меня в сутки, как и положено по нормативам, выходят на дежурство 4 бригады «Скорой помощи». Но, во-первых: вы посмотрите на карту района. Иногда бригаде надо проехать 100 километров вокруг озера, чтобы попасть к больному по вызову. Во-вторых: зачастую мне приходится задействовать одну из машин для доставки экстренного больного из Осташкова во Ржев или в Тверь. Ну и самое главное: бригады «Скорой помощи» у меня укомплектованы в основном фельдшерами. Квалифицированных врачей не хватает. Мы не можем предложить им те же условия по деньгам и жилью, что предлагает Москва. Вот и уезжают специалисты в столицу. Без системного подхода к решению проблемы со стороны областного и федерального руководства тут не обойтись. Необходимо выделение жилья молодым врачам и существенное увеличение заработной платы. Тогда они будут оставаться работать в малых городах и на селе…
Так, может быть, прокуратура выносит представления не в тот адрес? А начинать надо было с министерства здравоохранения Тверской области, которое в течение последних лет упорно ведет нашу «Скорую помощь» к коллапсу?
Илья Гусаров