Алексей Гаврилович трагически скончался 4 декабря 1847 года, по дороге из своего имения Сафонково (сейчас Удомельский район) в Тверь. Через 20 верст, как отъехали, лошади вдруг понесли под гору. Ямщик успел выпрыгнуть из повозки, а художника, запутавшегося в вожжах, кони принесли в имение Милюковых в деревне Поддубье уже мертвого.
Правда, есть и другая версия. По слухам, ямщик огрел барина поленом по голове, привязал его уже мертвого к вожжам и пустил лошадей вскачь. Сделал он это из-за оскорбленных религиозных чувств — якобы Венецианов изображал на иконах лик своей крепостной наложницы…
Могилы
Похоронен художник был на сельском кладбище близ деревни Дубровское, которая ныне носит его имя – Венецианово. В год смерти живописца его дети установили на могиле первый памятный знак. К началу ХХ века могила Алексея Венецианова пришла в полное запустение. К 130-летию художника в 1910 году на могиле установили новый чугунный крест на массивных гранитных блоках и металлическую ограду на фундаментальных каменных столбах. Сохранились две фотографии этого памятника, которые и стали точкой отсчета в изысканиях краеведа Виноградова.
Осенью 1951 года чугунный крест был демонтирован и установлен новый памятник, который стоит и поныне. Вот только точно ли на прежнем месте был установлен новый памятник? Этим вопросом и задался Борис Виноградов, когда разглядывал архивные фотографии с видом креста 1910 года. По всему выходило, что новый монумент находится на 10 метров севернее, а по истинной могиле художника сейчас проходит пешеходная дорожка!
Вот, что рассказал нам сам краевед:
— Я 10 лет посвятил изучению этого вопроса. Несколько раз запрашивал в Третьяковской галерее фотографию монумента 1910 года пока, наконец, не выслали. Провел сотни часов в архивах. Наконец я обыскал кладбище и нашел три столба из восьми, на которых держалась металлическая ограда второго памятника. Они, видимо, были демонтированы в 1951 году. А где остальные пять? Я осторожно снял слой грунта близ ограды нынешнего монумента. И нашел их! Очевидно, что столбы присыпали грунтом, когда устанавливали последний монумент. В результате мне удалось определить точный периметр ограды вокруг памятника 1910 года. Получается, что она находилась как раз на пешеходной дорожке. То есть люди идут к памятнику прямо по праху Алексея Гавриловича. Считаю, что это глумление над останками живописца. Памятник необходимо вернуть на свое место…
Мнение
Как мы узнали, есть и другие мнения на этот счет. Например, вот что считает тверской художник и краевед Леонид Константинов:
— Изыскания Бориса Виноградова безусловно интересны, но монумент Венецианову – памятник федерального значения, и проводить там раскопки без надлежащего разрешения нельзя.
Еще категоричнее директор Молдинского краеведческого музея Людмила Смирнова:
— Нечего ворошить прах мертвых. Надо оставить все, как есть. Так будет лучше и для покойника, и для людей, решивших почтить его память на кладбище…
Так неужели останки великого русского живописца так и останутся под кладбищенской тропой?
Илья Гусаров