Год театра в тверском драмтеатре начали серией скандальных увольнений ветеранов сцены
Что происходит в Тверском академическом театре драмы? Этой теме два года назад мы посвятили большую статью «Театр имени Рэя Куни». К великому сожалению, проблема, затронутая в публикации «МВ», никуда не ушла, наоборот, обострилась. 89-летняя Вера Ефремова номинально остается главным режиссером, однако новых спектаклей уже давно не выпускает. Тем временем получившая неограниченную власть директор Светлана Вержбицкая перешла к активным действиям…
Скандал разразился в начале февраля. С формулировкой «по собственному желанию» уволены заслуженный артист России, почетный гражданин Твери Георгий Пономарев (60 лет на сцене, из них 45 — в областном драмтеатре), заслуженный артист России Виталий Синицкий (57 лет на тверской сцене), артистки Зоя Андреева (60 лет на сцене и 45 — в областном драмтеатре) и Наталья Бурдина (35 лет на тверской сцене). Им позволено доигрывать свои старые спектакли, получая уже не зарплату, а гонорары за разовые выступления. Официально это называется работой по договору. Режиссер Валерий Персиков, чьи постановки последние 40 лет украшают афишу главного театра области, увольняется по сокращению штата.
Мы дозвонились до Валерия Персикова с просьбой прокомментировать ситуацию.
— Для меня случившееся стало большой неожиданностью, — поделился с «МВ» Валерий Александрович.
— Говорят, что в репертуарном плане на 2019 год не нашлось места для ваших новых работ.
— Не совсем так. Я был занят выпуском спектакля «Евгений Онегин», а потом выяснилось, что … вовремя не подал заявку. Это совершенно новая практика. Раньше никаких заявок от меня не требовали. «Раз у вас не будет новых постановок, может, уйдете пока?» — спросили меня. Писать заявление по собственному желанию я отказался, и меня решили уволить по сокращению штата.
— Приказ уже подписан?
— Я получил уведомление о том, что с апреля моя должность в театре сокращается.
Директор
Озвучила свою позицию для прессы и Светлана Вержбицкая:
— Коллектив Тверского академического театра драмы давно ощущает трудности дальнейшего развития без омоложения актерской труппы. Учитывая крайне низкую загруженность на сцене, почтенный возраст мной было предложено сменить форму трудовых взаимоотношений заслуженным артистам России Георгию Пономареву и Виталию Синицкому, артисткам Зое Андреевой и Наталье Бурдиной… Остается без всяких сомнений сохранение высокого уважения к их яркому сценическому пути, почета к их актерскому таланту.
Вот так. Вместо полноценной работы и достойной зарплаты мы вам гарантируем почет и уважение. Это уже какой-то исключительный цинизм. Что касается низкой загруженности ветеранов сцены… Ролей для пожилых актеров в принципе немного. Так устроена вся мировая драматургия. Да и разве в количестве тут дело? 96-летний Владимир Этуш по-прежнему выходит на сцену, а руководство театра имени Вахтангова сейчас ищет для него новую пьесу, а не отправляет на пенсию.
— Не так давно театр имени Маяковского возглавил молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, — продолжает мою мысль Валерий Персиков. — Там готовился приказ об увольнении 5 старейших актеров, но Карбаускис сумел всех оставить в театре.
Конечно, в Москве другие финансовые возможности, но и нам не стоит сильно прибедняться. В 2015 году Тверской академический театр драмы приобрел новейшее световое оборудование за 24 миллиона рублей. Минувшим летом здесь обновили систему охраны, потратились на светодиодный экран, современное музыкальное оборудование. Очевидно, все эти удовольствия тоже не из дешевых. Надо полагать, драматическому театру жизненно необходим светодиодный экран. Как тут изыскать средства на зарплату всем актерам?
— Сейчас театром руководит директор. Это большая ошибка, — делится наболевшим Валерий Персиков. — Во главе творческого учреждения должен находиться человек творческий, имеющий определенный опыт, образование, если хотите, Божий дар. Ведь никто не поставит чиновника руководить, например, больницей. А почему театром можно?
Все верно. Светлана Вержбицкая по специальности преподаватель русского языка и литературы, работала в администрации Твери, областном Правительстве. Сейчас вот управляет академическим театром, где затеяла кадровую реформу. Судя по всему, актерам, мало занятым в репертуаре, стоит начать волноваться.
Только в одном можно согласиться со Светланой Валентиновной. Главному театру области крайне необходимы перемены. В конце года грядет 90-летний юбилей Веры Андреевны Ефремовой. Не пришла ли, наконец, пора дать здесь дорогу молодым? А может быть, самой Светлане Вержбицкой стоит написать заявление об уходе по собственному желанию? Думается, это стало бы верным кадровым решением.
Сергей Михайлов
От редакции:
Грустный спектакль разыграли в тверском театре драмы. Может быть, дирекция и хотела, как лучше, но получилось, как всегда. Циничное действо по зачистке труппы от уважаемых и заслуженных ветеранов сцены оказалось настолько непристойным и дурно пахнущим, что вонь от него почувствовала вся культурная общественность Твери. Режиссерский дебют инициатора «постановки» директора театра Светланы Вержбицкой с треском провалился. Ну не зря же говорят: «Не в свои сани не садись!» Но Светлана Валентиновна про это, видимо, забыла. В кресле директора театра она оказалась, вылетев с поста заместителя губернатора области. Несмотря на крутое карьерное пике, властные привычки у начальственной дамы полностью сохранились.
Приняв театральное хозяйство, новоиспеченный директор возомнила себя властительницей Мельпомены. Вержбицкая фактически взвалила на себя обязанности главного режиссера и художественного руководителя театра. Правда, говорят, до нее в этой роли бездарно выступала главный бухгалтер. Вероятно, неодолимая тяга к прекрасному берет верх над здравым смыслом, а заодно и над служебным функционалом. Напомним, что в театре директор – это, по сути, завхоз. И заниматься он должен исключительно делами хозяйственными и финансовыми. А формирование труппы, репертуарная политика и выбор творческих направлений лежат целиком на плечах главного режиссера.
Таковая единица в театре имеется и даже в зарплатных ведомостях исправно расписывается. Это обладательница многочисленных званий и наград Вера Андреевна Ефремова. Правда, ее фигура, можно сказать, виртуальная. Это уже какой-то фетиш, а не реальный режиссер, занятый выпуском новых спектаклей или возрождением удачных постановок прошлых лет. О какой работе можно говорить, если в нынешнем году Вере Андреевне стукнет 90?! Актеры, пришедшие в театр в далеком 1984-м, когда Ефремовой пришел срок выходить на заслуженный отдых, сейчас уже сами стали пенсионерами! Сейчас их правдами и неправдами по плану директора Вержбицкой пытаются выдавить из театра, а вот «наше все» в лице пожизненного главрежа Ефремовой продолжает пребывать в качестве руководителя тверской драмы.
А ведь такая паскудная политика и привела к полнейшей деградации нашего областного театра, некогда гремевшего на всю страну. Такое беспринципное отношение со стороны властей и привело к тому, что творческие вопросы в театре решают бухгалтеры и завхозы, разбирающиеся в искусстве, как свинья в апельсинах.
За последние годы у нас во многом утрачено желание внимательно и по-человечески относиться к людям. Происходящее в театре — яркое тому подтверждение. Впрочем, если уж ставить вопрос об «омоложении» коллектива, то начать этот процесс руководству театра логичнее было бы с себя. Красиво проводить на покой Веру Андреевну и самой уступить дорогу молодым и перспективным. Насколько нам известно, Светлане Вержбицкой тоже уже за шестьдесят. Может, потому и лезут в голову такие дурные мысли? Стоит подумать об отдыхе. Пора и честь знать!