Закрытие тверского трамвая и в целом критическая ситуация с общественным транспортом в Твери являются результатом либо полной недееспособности чиновников, либо их циничным саботажем
Тверь лишилась одного из своих символов – городского трамвая. 14 ноября трамвайное движение в областном центре было остановлено.
Чудом пока сохранившийся общественный транспорт – автобусы и троллейбусы – дышит на ладан. Похоже, что администрация города окончательно расписалась в своем бессилии организовать нормальную работу муниципального транспорта и капитулировала перед маршрутчиками.
Крах
Напомним читателю основные вехи рождения и краха тверского трамвая. Первый вагончик на электрической тяге проехал по нашему городу в августе 1901 года. Между прочим, Тверь стала одним из первых городов в империи, где был запущен этот вид транспорта. К 1993 году трамвайное движение достигло своего пика. В Твери функционировали 18 маршрутов, общая протяженность путей составляла десятки километров, количество вагонов приближалось к двум с половиной сотням.
В 1997 году начался закат. Сначала закрыли движение по улицам Софьи Перовской и Советской, потом — по Вагжанова, а к 2015 году рухнула вся система. Кое-как удавалось сохранить единственный маршрут № 5, да и то движение по нему частенько приостанавливалось. Не помогли предотвратить крах трамвая ни широко разрекламированные новые вагоны «Сити Стар», ни подаренные Москвой двадцатилетние вагоны 71-608 КМ. В ноябре этого года администрация Твери получила отчет специальной комиссии о состоянии трамвайных путей. Вывод был неутешительный – ездить по ним больше нельзя. Тверской трамвай приказал долго жить.
Цифры
Впрочем, директор МУП «ПАТП-1» Артур Сычев утверждает, что речь об окончательном закрытии трамвайного движения не идет. С его слов, комиссия, проводящая обследование, пришла к выводу, что для возобновления перевозок необходим подъемочный или капитальный ремонт трамвайных путей. Для этого потребуются поистине колоссальные денежные средства. Как утверждает Артур Вячеславович, один километр капитального ремонта трамвайного полотна в двухпутном направлении стоит около 100 миллионов рублей. А протяженность только маршрута №5 – более 18 километров. Получается, без малого 2 миллиарда рублей требуется только для того, чтобы отремонтировать пути по одному маршруту. А общий бюджет Твери — около 9 миллиардов рублей…
Правда, на наш взгляд, с этими цифрами не обходится без лукавства. Достаточно обратиться к опыту нашего французского побратима, города Безансона. Там несколько лет назад муниципалитет впервые открыл в городе трамвайное движение, построив десятки километров современных путей. Закупили целый парк трамваев, которые обслуживают три маршрута, несут на себе основную нагрузку по городским пассажироперевозкам. Так вот, вся эта глобальная история французам обошлась в разы дешевле. Поэтому не стоит пугать население космическими расходами. Просто чиновникам давно пора озаботиться проблемами горожан и заняться конкретным делом.
Переговоры
Артур Сычев говорит, что сейчас ведутся переговоры Министерством транспорта о включении ремонта трамвайного полотна в общий ремонт автомобильных дорог. Кроме этого, в администрации города и области активно ищут другие источники финансирования. Возможно, это будет либо городской бюджет, либо консолидированный бюджет Тверской области, либо участие в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги».
При всем уважении к Артуру Вячеславовичу, за последние годы он говорил нашей газете не один раз, что трамвайное движение в Твери будет сохранено. Но вот сегодня трамвая нет, а запорошенное снегом трамвайное полотно на проспекте Чайковского представляет собой грустную картину городского упадка.
Мнение
Каждый автолюбитель знает, что если удалось проехать по городу, будучи не подрезанным маршруткой, то ему крупно повезло. Просто уму непостижимо, что творят на дорогах частные перевозчики. Последний случай вообще из ряда вон. 7 декабря женщина с маленькой дочерью решила выйти из маршрутки № 55 на площади Терешковой. Девочка, которую мама держала за руку, выйти успела, а женщина нет – дверь захлопнулась прямо перед ее носом. Автомобиль тронулся и несколько метров тащил за собой малышку. Только когда женщина с криками упала на пол маршрутки, водитель остановил такси. И это неудивительно, зачем ему следить за дорогой и тем, что происходит в салоне, когда во время движения надо считать деньги, полученные от пассажиров за проезд… Мы уже молчим о том, что творится на центральных улицах города, например, на Тверском проспекте, Речном вокзале. Там маршрутчики навсегда оккупировали правую полосу движения и устроили нескончаемую остановку транспорта, куда обыкновенному человеку на автомобиле не стоит и соваться.
И вот на этом виде транспорта вынуждены ездить жители нашего города. Альтернативы почти не осталось. Трамвай встал, троллейбусов мало, электробус так и остался несбыточной мечтой, муниципальный автобус надо ждать часами. Артур Сычев говорит, что МУП «ПАТП-1» кое-как держится только за счет 10 низкопольных автобусов НефАЗ и 25 бывших в употреблении автобусов ЛиАЗ, закупленных несколько лет назад. Больше автобусный парк не обновлялся.
У администрации города ответ один: денег на новый транспорт нет. А откуда им взяться? Самое лакомое городское имущество распродано за бесценок или вовсе безвозмездно передано из муниципальной собственности в федеральную, региональную собственность и даже в частные структуры, как это произошло, например, с трамвайным депо на площади Капошвара. На грядущий праздник администрации районов города закупают новогодние игрушки, чайные чашки и конфеты на сотни тысяч рублей, а на транспорт денег нет. Конфеты для чиновников нужнее.
Вывод
Вот и думай, что происходит в Твери — на наш взгляд, нежелание и неумение организовать работу муниципального транспорта на должном уровне и полный саботаж интересов горожан. Или дело в ином? Может быть, кому-то выгодно, чтобы бал на дорогах правили маршрутки? За столь лакомый кусок предприниматели, наверное, не прочь и поделиться с кем-нибудь в городской администрации.
Как бы то ни было, нам приходится только наблюдать со стороны, как Тверь из цивилизованного европейского города превращается в египетское захолустье, где для водителей маршруток и чиновников закон один: кто наглее, тот и прав.
Илья Гусаров