Из-за неоправданно высоких цен и залежалого товара люди обходят магазины РАЙПО стороной
(Продолжение. Начало в предыдущих номерах «МВ» (№№35, 36, 37)
В прошлых выпусках «МВ» мы рассказали, что власть в Тверском областном союзе потребительских обществ попытались захватить Шурочка Дмитриева и ряд поддержавших ее руководителей местечковых РАЙПО, таких, как семейство Волковых-Хватовых из Бежецка. На наш взгляд, этот переворот был совершен с единственной целью – убить централизованную тверскую потребкооперацию и бесконтрольно, в обход законных интересов пайщиков и покупателей, торговать в своих магазинах алкоголем и вертеть имуществом РАЙПО так, как бог на душу положит. До последнего времени этому безобразию мешал руководитель облпотребсоюза Валерий Теплов, но оппозиционерам удалось сместить его на чрезвычайном собрании союза, которое, по мнению юристов, было проведено с грубейшими нарушениями законодательства.
А нам-то что до этого, спросит читатель? Какая нам разница, кто руководит облпотребсоюзом, пусть его начальники хоть перегрызутся между собой, лишь бы магазины работали. В этой статье мы расскажем, чем чреват переход власти в тверской потребкооперации в руки Александры Дмитриевой и ей подобных.
Кредо
На днях корреспонденты «МВ», будучи проездом в тверском микрорайоне Соминка, решили заскочить за продуктами в магазин «Кредо». Стоило выйти из машины, как голова закружилась от потрясающего запаха хлеба и булочек, выпекаемых прямо в здании супермаркета. Уже этот запах поднял настроение. Захотелось немедленно зайти в магазин вслед за многими людьми, спешащими туда за покупками. Прилавки «Кредо» были заполнены до отказа. Глаза разбегались от обилия выпечки, мяса, колбас и бакалеи. Цены радовали глаз, и мы не поленились их сфотографировать, благо знали, что вскоре нам предстоит поездка по магазинам РАЙПО. Будет с чем сравнить.
Но самое главное ощущение, которое появилось лично у меня от посещения этого магазина – чувство ностальгии. В восьмидесятых годах прошлого столетия каждое лето автор этих строк отдыхал у бабушки в Удомельском районе. Центром жизни в поселке Еремково был магазин РАЙПО, с точно таким же запахом, как возле «Кредо». Этот аромат свежего хлеба остался одним из самых ярких воспоминаний детства. Дед брал меня с собой в магазин, и мы шли за горячими батонами, которые пекли прямо в сельповской печи. Порой они съедались еще до дома. А еще в РАЙПО была потрясающая столовая с копеечными ценами и огромными пивными кружками. Дед всегда брал себе порцию душистого пенного напитка и обсуждал с мужиками последние деревенские новости, пока я сдавал в приемный пункт только что собранный корень валерианы, чтобы купить себе горячих пирожков и петуха на палочке… А что сейчас?
Крах
— Почти никто в магазин РАЙПО у нас не ходит, — говорит житель Первомайских Горок депутат Кулицкого сельского поселения Иван Новолодских. – Цены там очень кусаются. Даже те, у кого нет машин, стараются хоть раз в неделю выехать в Тверь и закупиться там продуктами. А в сельмаг ходят разве что буханку хлеба купить, да еще покупатели там — пожилые люди, которым сейчас совсем тяжело стало жить. Ни машины у них нет, ни сил на автобусе до Твери доехать. Вот и наживаются руководители РАЙПО на беззащитных стариках, которым деваться некуда.
Цены в сельпо действительно поражали своей нескромностью. Например, батон колбасы «Докторской стародворской» здесь стоит 351 рубль, тогда, как в том же «Кредо» — 284 рубля. Колбаса «Славница со шпиком» в «Кредо» стоит 169 рублей, в РАЙПО -234! Разница в четверть цены! И так почти на весь товар. Может быть, такие цены только в деревнях, которые находятся далеко от Твери?
Магазин РАЙПО в деревне Рылово Калининского района встретил нас полупустыми полками. «Не завезли товар», — сообщила продавщица. А это, между прочим, родная деревня председателя Калининского РАЙПО Валентины Лавреновой, чей особняк находится рядом с сельпо.
Казалось бы, что в Аввакумово, в непосредственной близости от Твери, цены в магазине РАЙПО должны быть вполне приемлемыми. В противном случае торговая точка просто умрет, не выдержав конкуренции с сетевиками. Но нет. Бабушки, уютно расположившиеся на лавочке рядом с магазином, поведали нам, что давно уж не ходят в этот магазин. А вот, что сказал нам местный житель Илья Поздняков:
— Только идиоты, которым деньги девать некуда, и совсем беспомощные люди ходят в магазин РАЙПО. Там на полках все то же самое, что есть в соседних магазинах. А цены такие, словно у них колбаса только что из Австралии привезена… А на самом деле – она неделями на прилавках сохнет… Никто такое не покупает.
Комментарии, как говорится, излишни.
Крест
А ведь мы объехали только магазины более или менее благополучного Калининского РАЙПО, которые находятся вблизи большого города. Везде отсутствие покупателей и упадок. А представляете, что творится в отдаленных районах? Магазины райпотребкооперации там загибаются прямо на глазах. Местные жители никогда уже не почувствуют возле них запах свежевыпеченного хлеба и не купят там бутылку молока. Магазины будут заколочены или за бесценок пущены с молотка, как это произошло в деревне Фофаново Западнодвинского района, где владельцем здания по счастливому совпадению стал сын Шурочки Дмитриевой.
Валерий Теплов понимал, что потребительская кооперация помимо коммерческой составляющей является социальной основой села. Он пытался помочь слабым РАЙПО за счет более сильных, что вызвало бурю протеста у ряда руководителей, не желающих делиться. Эти люди не видят дальше своего носа! Они так и не поняли, что для того, чтобы выжить в нынешних условиях и противостоять сетям, РАЙПО должны быть объединены в одну мощную организацию с сильным руководителем.
Нам видится, что идеологи и организаторы развала районной потребкооперации – Дмитриевы, Хватовы, Волковы и прочие Буробины – выстроили схему по выкачиванию денег из карманов у малоимущих сельских жителей. Многие председатели РАЙПО создали собственные коммерческие организации. Есть сведения, что эти организации прогоняют через себя левый товар и копят долги поставщиков, а затем прекращают деятельность. Затем на новых лиц оформляются «чистые» организации, и все начинается по новому кругу. Эти ООО арендуют торговые площади и оборудование РАЙПО, при этом, зачастую, не оплачивая даже минимальную стоимость аренды. Прибыль от деятельности этих ООО идет прямиком в карманы своих учредителей – председателей РАЙПО или их доверенных лиц.
А что же пайщики, где их законные интересы? А их нет. Некоторых пайщиков правдами и неправдами исключили из числа учредителей РАЙПО, совершая непонятные махинации на отчетно-выборных собраниях. Кого-то не вызвали на собрание, кого-то вовремя не оповестили, и… они исчезли из списков учредителей. Теперь районной потребкооперацией правит узкий круг лиц, который получает сверхприбыли, исчисляемые сотнями миллионов рублей. На наш взгляд, у этих людей одна задача: развалить стройную и работающую систему Тверского облпотребсоюза и на ее обломках ухватить себе кусок. Здесь и сейчас, а после них – хоть потоп! Они поставили крест на сельских стариках, которым негде больше приобрести продукты; на пайщиках; на будущем своего бизнеса. Они почти убили РАЙПО…
Впрочем, самое интересное – в следующих номерах нашей газеты.
Илья Гусаров