У популярного артиста в этом году сошлись сразу несколько юбилеев
Для Дмитрия Певцова этот год — особенно юбилейный: народный артист России отмечает 35-летие творческой актерской деятельности и 20 лет – певческой. А другая важная дата – 25-летие брака с Ольгой Дроздовой, которая совсем недавно стала Ольгой Певцовой, официально взяв фамилию мужа – что в актерской среде случается довольно редко.
Сам Дмитрий ведет отсчет своей творческой деятельности с момента окончания ГИТИСа — именно тогда вчерашнего студента взяли в труппу Театра на Таганке. А через несколько лет артист перешел в «Ленком», где и служит по сей день.
В разговоре нам удалось затронуть самые интересные темы в биографии артиста.
Цифры
— Дмитрий, как планируете отмечать столь важную дату?
— Юбилейными концертами в Кремле. Планирую выступить с программой «Музыкальные шедевры советского кино», где будут звучать песни из самых культовых фильмов прошлого века — «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Девчата», «Ирония судьбы», «17 мгновений весны», «Асса», «Белое солнце пустыни» и многих других. У меня в этом году получается еще и 20 лет моей сольной карьеры. Много лет назад жена сказала: «Иди, пой!» У меня был творческий кризис: я понимал, что многие поют, и надо было сделать то, что никто не делал. Именно она мне предложила идею такого музыкального спектакля — чтобы поговорить с людьми через себя, свою жизнь и судьбу…
— Юбилейные концерты будут только в Москве?
— Я думаю, что мы поедем с гастролями и по регионам…
— Что для вас все эти цифры значат?
— Что касается цифр, то я их не чувствую. Я счастливый человек: время летит незаметно! Так что я даже не понимаю, сколько лет прошло: 20, или 30, или всего пять…
— Раньше вы с Ольгой говорили о себе – «поющие дрозды». Теперь супруга поменяла фамилию — и…?
— …и теперь мы — поющие певцы! (Смеется.)
Любимцы
— В вашей фильмографии — очень много кинолент, но хочу в первую очередь спросить про «Бандитский Петербург». Знаковый фильм получился…
— Что касается нашей части с Ольгой Борисовной — «Адвокат» — она снималась не на потребу. Когда Бортко нас вызвал на пробы, то сказал: «Ребята, я хочу снять фильм о любви». Он так и сделал. И наши серии, кстати, отличаются от других в «Бандитском Петербурге»…
— У вас, наверное, есть любимые фильмы?
— «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Анатольевича Захарова, «Старший сын» Виталия Вячеславовича Мельникова. Такие замечательные актеры там играли! Может быть, я и пошел в эту профессию, потому что был влюблен в этих людей. Это большое отличие советского кино от того, которое есть сейчас. Тогда было огромное количество популярных артистов, их карточки продавались в киосках, но было несколько человек – народных любимцев. Мне кажется, сейчас таких любимцев — чтобы любили безоговорочно — гораздо меньше… Наша профессия девальвировала. Сейчас другие приоритеты: успех, деньги, яхты… А тогда артисты с публикой общались на другом, на тонком уровне… Они отдавали сердце, душу, отдавали свою любовь… Это было не зарабатывание денег — хотя они тоже работали не бесплатно… Я помню, какие толпы ждали после спектакля Александра Абдулова, Николая Караченцова…
Отцы-режиссеры
— Марк Захаров однажды о вас сказал, что лучше всего Дмитрия Певцова он понял в фильмах и спектаклях, которые ставил и снимал режиссер Глеб Панфилов.
— Глеб Анатольевич всегда делал мне огромные подарки в кино – «Мать», «В круге первом»… Когда мы делали с Панфиловым спектакль «Аквитанская львица», то много с ним разговаривали. Это была «роль на вырост» — я тогда к ней не совсем был готов. Сейчас я играю этот спектакль уже десять лет — и понимаю, что это одна из самых сложных ролей и самая любимая. Глеб Анатольевич до сих пор приходит на каждый спектакль и делает какое-то замечание или дает рекомендации. Он вкладывает в свои слова что-то такое, на что реагируют не мои мозги, а мой актерский организм. Глеба Панфилова я называю шаманом. Я очень и ему, и судьбе благодарен за то, что мы встретились. «В круге первом» тоже был подарок, большая удача. Мы с Ольгой сыграли там супругов. Ольга Дроздова — абсолютный хулиган, при этом четкий организатор, и у нее режиссерские мозги. Глеб Анатольевич — как мудрый и талантливый человек — все Ольгины предложения обдумал, принял — и они вошли в фильм, Александр Солженицын утвердил все изменения в ее персонаже. Глеб Панфилов для меня — крестный отец в кино.
— Марк Захаров тоже для вас значимый человек…
— Марк Анатольевич меня тоже хорошо понимал и душевно ко мне относился. Раза два за все годы, что я проработал в «Ленкоме», он называл меня «Дима». А это — особая нежность. Он весь театр называл по имени-отчеству — не только артистов. Когда не стало Марка Анатольевича — не стало моего отца… Я всегда называю его «Учитель» с большой буквы. Помимо того, что он мне давал играть — он часто вызывал меня к себе в кабинет и говорил о том, кто я, Дима Певцов, такой. И кем чтобы я стал как театральный деятель, какие есть пути моего развития. Он говорил со мной, как отец. Я буду помнить это всегда…
Экстрим
— Вы сын заслуженного тренера СССР по современному пятиборью Анатолия Певцова. Ваш папа рассказывал, что вы в детстве занимались всеми видами пятиборья…
— Там не совсем пятиборье получается — я не занимался фехтованием тогда. Мое фехтование только сценическое было, уже значительно позже. Хотя действительно я на лошади с четырех лет скакал, папа меня научил плавать и бегать. И стрелял я из разного вида оружия.
— Теперь вас больше привлекает мотоспорт?
— Это уже немного устаревшая информация. Марка Анатольевича пугал мой мотоцикл. И он мне рассказывал, что переживал за меня — например, когда я ехал после своего дня рождения из театра, а у меня в одной руке было четыре торта, а другой я рулил. Я мотоцикл продал этим летом — сделал это потому, что последние два года ездил и понимал, что это мне не приносит уже никакого удовольствия. Я купил свое первое мотосредство 20 лет назад, чтобы быстро добраться из точки А в точку Б. Это было единственное желание. Никаких инцидентов на дорогах у меня не было. Если у тебя есть голова и ты едешь с молитвой, то все будет хорошо.
Приоритеты
— Как относитесь к театральным и кинопремиям?
— Любое соревнование в искусстве – полная ерунда, уж извините. Я и к «Оскару», и к нашим премиям отношусь скептически. Ну как можно сказать, кто талантливее: Де Ниро или Янковский? Кто круче? По мне — то Янковский…
— В своей профессии за эти годы не разочаровались?
— Профессия актерская провоцирует тебя на эгоцентризм, на постоянное внимание людей, где бы ты ни находился, ощущение себя центром мира. Я в этом смысле к своей профессии очень настороженно отношусь. Несколько лет назад я пришел в храм, потому что пропали все смыслы моего существования — в результате трагедии, которая произошла в семье (у Дмитрия трагически погиб старший сын Даниил. – Прим. авт.). Но только потому, что я пришел в храм, я и сижу здесь – я выжил, не спился, не спрыгнул с моста, не улетел на Бали…
— У вас есть какое-то творческое кредо или актерское правило?
— Я не могу назвать свое кредо, потому что самая большая моя проблема – это я сам. Мне бы со своими грехами разобраться.
— Я знаю, что к выбору ролей относитесь очень придирчиво…
— По поводу выбора ролей и проектов, в которых я участвую — без всякого кокетства говорю об этом: мне уже много лет не интересно, что и как я сыграю как артист, чего я достигну в профессии — вот честно вам говорю! Мне гораздо важнее то, что я своей профессией несу в данном конкретном случае зрителям. Иногда я соглашаюсь на какую-то роль, пусть даже она неброская, но история, которую я через нее рассказываю, говорит о вере, надежде, любви, терпении… Вот об этом я готов постоянно говорить с людьми. Если этот материал есть в роли, то я ее и выберу…
Валерия Хващевская