Во время съемок фильма о войне в Пролетарском районе Твери прогремел взрыв. Из-за халатности пиротехников, не рассчитавших мощность заряда, пострадали дома местных жителей и сами люди.
В последнее время Тверскую область часто выбирают местом съемок фильмов, в том числе о войне — обстановка подходящая. Вот и на этот раз кинематографисты подобрали место со вкусом. На улице Двор Пролетарки обстановка что надо: дома постройки середины позапрошлого века, давно не знавшие ремонта, неблагоустроенные грязные дворы. Словом, все — как в военные годы…
Между домами № 48, 119, 122 и 156 съемочная группа и решила отснять один из эпизодов картины. Как по разрушенной улице под бомбежкой с воздуха мчится искореженный грузовик, однако вражеские бомбы ложатся мимо, машина благополучно проскакивает опасный участок.
Разумеется, создатели фильма старались сделать все как можно натуральнее. Конечно, бомбить двор с самолетов не стали, решили заложить пиротехнический заряд в пяти местах. По ходу движения машины должны были один за другим прогреметь пять взрывов, имитирующих бомбежку. Но получилось совсем не так, как было задумано…
Подготовка
Съемочная группа появилась во дворе ранним утром, около 6 часов.
— Они суетились, кричали, устанавливали аппаратуру, — вспоминает одна из жительниц, Татьяна Арышева. — Потом подогнали старый грузовик, стали его заводить. Эта "полуторка" никак не хотела заводиться, а мы с другими соседями еще посмеялись: машина — рухлядь, как во время войны.
В это время, по рассказу Татьяны Егоровны, другая группа киношников в нескольких местах закладывала взрывчатку.
— Прямо напротив моих окон "шалашом" поставили несколько мешков, а сверху все это присыпали песком, — продолжает Арышева.
Как оказалось, для усиления эффекта создатели фильма решили положить поверх взрывчатки мешки с цементом — чтобы разлетевшаяся цементная пыль имитировала дым.
Наконец "полуторка" — так окрестили грузовик жильцы, завелась. За руль сел водитель, проехав по условленному маршруту между домами-бараками.
Итак, все было готово к съемкам. Ближе к двенадцати дня место съемок огородили, поставили охрану. Кстати, предупредили и о готовящейся "канонаде".
— Я уже подходила к дому, — вспоминает другая жительница, Любовь Бейкун, — меня остановила девушка, сказала, что сейчас будет взрыв, но пугаться не надо, он абсолютно безопасен.
Взрыв
К полудню почти все жильцы трех домов облепили свои окна. Ровно в 12 часов "полуторка" тронулась, поехав между домов. В следующую секунду раздался сильный взрыв, потом еще и еще. Вверх взметнулись снопы пламени с искрами, повалил густой черный дым…
— Рвануло так сильно, что стекла в нашей комнате мгновенно лопнули, осколки полетели внутрь, — вспоминает упомянутая Любовь Бейкун.
— Я стояла у окна, держала на руках внучку Арину, которой всего год и 11 месяцев, — рассказывает Татьяна Арышева. — Вдруг один за другим раздались четыре взрыва. Я успела заметить яркую огненную вспышку, в комнату полетели стекла…
Татьяна Егоровна была не робкого десятка. Бегом кинулась к соседям, передала им плачущую, насмерть перепуганную Аринку, а сама побежала на улицу. Во двор сбегались соседи. Но киношники, быстро оценив обстановку, бросились врассыпную. Арышевой удалось поймать одного из беглецов, которого храбрая женщина тут же скрутила и, в буквальном смысле, посадила в лужу. Четверо других членов съемочной группы успели вскочить в иномарку и пустить мотор. Но жильцы, окружив машину, перекрыли им путь к отступлению. "Мы ведь только охранники! Стояли лишь в оцеплении!" — залепетали неудавшиеся беглецы.
Татьяна Арышева мгновенно взяла руководство жильцами в свои руки. "Берите тех, кто с камерами, не выпускайте!" — крикнула она.
По ее команде люди окружили операторов, кто-то стал пинать аппаратуру. Те стали объяснять, что не несут ответственности за спецэффекты, обещали, что не сбегут. Но жильцы держали вокруг операторов плотное кольцо, вызвали милицию. Лишь когда подъехали стражи порядка, передали им пленников.
Последствия
Операторов увезли в Пролетарский ОВД для дачи объяснений. А жильцы четырех домов стали подсчитывать убытки. Последствия взрыва оказались плачевны — со стороны двора во всех четырех домах не осталось ни одного целого стекла.
— Всего взрывом выбило стекла в 75 окнах, — пояснил главный специалист отдела тыла Главного управления МЧС по Тверской области Михаил Горелов.
Администрация Твери уточнила, что пострадало 105 окон. К месту трагедии прибыли специалисты МЧС, «скорая». Прислали и рабочих, чтобы экстренно вставлять стекла. Приходилось спешить, ведь на улице стояла минусовая температура, а в домах жили и старики и дети. К полуночи за счет городского бюджета все остекление было восстановлено.
Жильцам пострадавших квартир предложили временно разместиться в спорткомплексе "Пролетарка", санатории "Радуга". Однако все предпочли остаться дома — покинуть практически открытые, лишенные окон квартиры люди не могли.
Но с материальным ущербом несравним ущерб другого рода. Только по официальным данным, шесть человек обратились за медицинской помощью. Это последствия перенесенного стресса. Хотя пострадавших, в действительности, больше. Говорят, у одной молодой женщины от испуга случился выкидыш. Как рассказала упомянутая Татьяна Арышева, ее внучка, которой нет и двух годиков, была сильно напугана. До сих пор маленькая Аринка не может прийти в себя — стала пугливой, раздражительной, то и дело плачет.
Нарушители
О причинах трагедии редакции решился рассказать один из продюсеров фильма, Виталий.
— Мы, конечно, не предполагали, что будут такие последствия, — пояснил он. — Но так получилось, что интервал между взрывами был снижен, и мы не ожидали, что в результате одна взрывная волна наложилась на другую.
Самое мерзкое в этой истории то, что руководство съемочной группы после взрыва повело себя не лучшим образом. Точнее, отнеслось к пострадавшим людям как к мусору, существам второго сорта. Пострадавшие жильцы рассказали корреспондентам "МВ", что во время ликвидации последствий в их дворе появились и руководители съемок. "Не трусь, — говорил один другому, — отвалим им бабла побольше — и заткнутся".
С жильцами же киношники разговаривали корректнее — обещали возместить убытки. А как быть с моральным ущербом? А с детьми, пережившими сильный стресс? Как нам удалось узнать, пострадавшие жильцы уже готовят исковые заявления в суд, они намерены требовать с киностудии компенсацию морального вреда.
Георгий Брянский, Светлана Алексеева