Несколько неравнодушных тверичан сумели установить личности 10 павших солдат и офицеров, захороненных в братской могиле воинского мемориала на бывшем Смоленском кладбище в Твери
Сегодня, 16 декабря, над Обелиском Победы вспыхнул факел вечного огня. Тверь отмечает очередную, уже 68-ю, годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. События декабря 41-го с каждым годом все дальше уходят в прошлое, и все меньше остается живых свидетелей тех героических дней. Если не ошибаюсь, из участвовавших в освобождении Калинина ныне здравствуют всего лишь пятеро. Да и в целом, оставшихся ветеранов Великой Отечественной уже можно по пальцам пересчитать.
Мы в неоплатном долгу перед живыми и мертвыми солдатами той войны. Горько сознавать, что подавляющее большинство участников второй мировой, так и не дождались от государства реальной помощи и заботы. Общество по отношению к заслуженным ветеранам всегда обходилось мизерными подачками и полумерами. Вряд ли могли согреть душу беспомощным старикам дежурные поздравления ко Дню Победы. И только недавно до них стала доходить конкретная помощь: выделяются автомобили, новые квартиры… Жаль, что вспомнили о них так поздно. Да и обо всех ли порадеют чиновники? Мы очень часто сталкиваемся со случаями вопиющего равнодушия и формализма.
Ну а наше отношение к погибшим на полях войны? Порой кажется, что мы просто отмахнулись от них, забыли, что вдоль наших полей и дорог стоят тысячи бронзовых солдат и тысячи скромных обелисков. Эти солдаты, с отбитыми бронзовыми руками и облупившейся краской, с искореженными постаментами, словно продолжают воевать: с нашей черствостью, с нашим равнодушием, с нашей "забывчивостью". Они защищают нас от варварства и бездуховности, от цинизма и тупости. Помните, как у Высоцкого: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые…"
Как здорово, что и сегодня у нас есть примеры настоящего подвижничества в деле сохранения и увековечивания памяти о героях Великой Отечественной. К празднованию 65-й годовщины окончания войны в Твери будет завершена масштабная реконструкция Обелиска Победы, и практически заново сооружен мемориальный комплекс на месте воинского захоронения на бывшем Смоленском кладбище. Мемориал на "Смоленском кладбище" преобразится не только внешне. На его мраморных плитах появятся новые имена покоящихся здесь солдат и офицеров Красной Армии. Ранее они были безымянными павшими. В списках погибших будут и десятки других изменений. Рядом со многими фамилиями появились отсутствовавшие ранее имена и отчества. Уточнено и само написание многих фамилий, очень часто первоначальные записи были сделаны неверно. В ряде случаев удалось выяснить воинские звания погибших. Так, например, один из рядовых бойцов на самом деле оказался подполковником!
Кто же проделал эту сложную, титаническую по объему поисковой информации работу? Всего лишь несколько неравнодушных жителей Твери. Это заместитель председателя Тверской городской Думы Сергей Рогозин, возглавляющий также общественную организацию "Союз Чернобыль России". Это депутат ТГД, руководитель тверского регионального отделения общероссийской общественной организации "Боевое братство" Дмитрий Лисичкин. Это еще один депутат городской Думы и председатель тверской организации ветеранов-подводников Александр Комиссаров. Самое непосредственное и действенное участие в работе приняли сотрудник ТГД Игорь Иванович Потапов, ответственный секретарь фонда "Жить и помнить" Александр Михайлович Терентьев и военнослужащий Алексей Пучнин.
Узнав в конце лета о начавшейся реконструкции мемориала и об огромном количестве не уточненных и не проверенных данных, касающихся покоящихся в братской могиле воинов, эти люди решили заняться устранением "белых пятен". Делать это нужно было незамедлительно, ведь мемориал строится на века, информация о погибших войдет в историю. Поэтому такая информация должна быть предельно полной и достоверной.
Никто не заставлял и не обязывал этих уважаемых граждан тратить долгие часы на составление всевозможных справок и запросов, на обработку данных из электронной базы, проверку сведений, поступающих из военкоматов. Как говорится, перелопатили "горы бумажной руды". И усилия их были не напрасны. 10 ранее числившиеся безымянными солдат и офицеров обрели свои настоящие фамилии и имена! Составлен подробный паспорт мемориала. Чуть выше я уже упомянул, сколько ценной информации и уточненных данных по захороненным в этом месте военнослужащим удалось получить. Такая работа не поддается измерению. Оценить ее можно только нашей признательностью и благодарностью потомков.
Кстати, все члены этого дружного коллектива занимались историко-патриотической работой и раньше. Тот же Сергей Рогозин постоянно общается с ветеранами, собирает и систематизирует материалы о героях-земляках, помогает решать проблемы живых участников войны.
В братской могиле воинского захоронения на Смоленском кладбище покоятся 233 красноармейца. Среди них 187 солдат, 13 офицеров, 23 партизана. 10 погибших до сих пор числятся неизвестными. Почти все похороненные здесь бойцы умерли от ран в калининских госпиталях.
Давно уже нет и самого Смоленского кладбища. В конце 50-х его сравняли с землей и на останках возвели здание средней школы №22. Помню, как уже в 60-х годах после сильных дождей из земли вымывало кости и человеческие черепа. Это вызывало неподдельный интерес местной детворы.
На этом кладбище был похоронен и мой прадед Николай Михайлович Фаддеев, человек удивительной судьбы. На рубеже 19-го и 20-го веков он уже носил редкое и очень высокое по тем временам звание Почетного гражданина города Твери. Николай Михайлович был управляющим канцелярии губернатора Тверской губернии. Трудно поверить, но уже в 1921 году советская власть награждает его также высшим на то время званием Герой Труда! Когда фашистские войска подошли к Калинину, мой прадед категорически отказался эвакуироваться вместе с семьей. Почетный гражданин города, Герой Труда Николай Михайлович Фаддеев умер во время оккупации от голода.
Воинский мемориал, заботливо воссоздающийся возле набережной Лазури, — все, что осталось от бывшего Смоленского кладбища. Это память о сложивших головы бойцах Красной Армии, память и о покоящихся где-то рядом жителях города, которым не суждено было пережить оккупацию.
События минувшей войны, ее герои и жертвы, не должны превратиться со временем в простой факт истории. Это незатихающая боль всего народа. Память о Великой Трагедии должна быть не только в сердцах, не только в семейных альбомах и преданиях. Память поколений еще и материальна. Она воплощена в памятниках и обелисках, в обихоженных солдатских могилах и в каждодневной, кропотливой поисковой работе. У безымянных героев войны есть имена. Их необходимо найти и увековечить. Слава Богу, что есть среди нас люди, которые занимаются таким благородным делом по велению сердца.