Три года назад в селе Эммаус Калининского района срезали колонки, в результате около двухсот домов до сих пор остаются без воды
Село Эммаус расположено вдоль федеральной трассы Москва-Санкт-Петербург, вплотную примыкает к поселку Эммаус. Удивительно, но разница между этими двумя населенными пунктами огромна.
Поселок застроен многоэтажными домами, здесь современная школа, масса магазинов, недавно отстроен прекрасный храм. А вот в селе, состоящем из частных домов, люди живут как… в пустыне. Потому что обычная вода для них — ценность. Ее здесь практически нет. Раньше вдоль улицы стояли полтора десятка водяных колонок, вода была доступна каждому. Ситуация изменилась три года назад, когда эти колонки срезали. Тут-то сельчане и узнали, почем фунт лиха.
Проблема
Около семи лет назад участок федеральной трассы, проходящий через Эммаус, был расширен. Некоторые водители стали останавливаться возле колонок, расположенных вдоль шоссе, в селе. Мыли здесь свои авто, оставляя после себя грязь. Местные власти решили проблему просто: колонки, как рассадники антисанитарии, просто-напросто ликвидировали.
Все бы ничего, если бы не живущие в селе люди. Им ведь вода тоже нужна. Некоторые из сельчан провели водопровод за свои деньги. А кое-кто самовольно вырыл у себя во дворе колодец. Ну, а многие, в основном пенсионеры, люди малообеспеченные, остались без воды.
— У меня остался лишь один выход — покупать воду в бутылях в магазине, — рассказывает Людмила Берзиньш. — Пятилитровая бутыль стоит 35 рублей. В результате, в месяц у меня только на покупку воды уходит более двух тысяч! А пенсия маленькая. Пришлось устроиться на работу, чтобы как-то сводить концы с концами…
По рассказу Людмилы Николаевны, покупка воды отнимает больше всего средств из ее бюджета. Пенсионерка ввела жесткую экономию этого "богатства".
— После мытья рук, например, я воду не выливаю, а собираю в таз, отдаю собаке, — рассказывает она. — Чтобы постираться или помыть пол, приходится хорошенько подумать, рассчитать, сколько на это уйдет воды. А потом прикинуть, можно ли сэкономить…
Выход
Ситуация, конечно, абсурдна. Как в какой-нибудь Сахаре, где воду рассчитывают по граммам. Есть, правда, и иной выход. Сельчане, которые помоложе, ездят за водой в соседнюю деревню Мятлево, зимой — привозят на санках.
— По соседней стороне села проходит водопровод «Водоканала», некоторые жители тех домов сумели к нему подсоединиться, а мы живем на противоположной стороне, для нас это невозможно, — рассказывает учительница Эмаусской школы Марина Тихомирова.
Гораздо хуже старикам, людям со слабым здоровьем. Для них выход один — брать воду из протекающего вблизи села ручья. Но…
— Эта вода пахнет бензином, который дожди смывают в ручей с трассы, — рассказывает Марина Лобанова. — И вот, наши бабульки ее пьют! Но ничего не поделать.
Некоторые сельчане пробовали давать эту воду своим собакам, но животные, чуя запах бензина, воротили от нее носы. А вот для людей эта дрянь — в самый раз. Пробовали собирать снег, вытапливая из него воду, но она оказалась не лучше — ведь снег сплошь пропитан выхлопными газами от проезжающих по трассе машин.
В селе около двухсот домов, лишь единицы из них благоустроены. А в тех, что без воды, людей остается все меньше — они вымирают.
Власть
Глава администрации Эммаусского сельского поселения Наталья Павлова — человек известный. Ее здесь знает каждый. А популярность Наталье Владимировне создает местная газета "Родной Эммаус". В каждом номере — портрет Павловой. И, как правило, высокопарные слова о благосостоянии населения и заботе о нем администрации. Наталье Владимировне редакция «МВ» и адресовала вопрос о проблеме с водой.
— Колонки в селе не срезаны, а законсервированы, — поправила нас Наталья Владимировна. — А вода есть в основном у всех жителей села, не обеспечены водой лишь 1-2 человека, но они берут воду у соседей. Недавно к нам в администрацию эти люди приходили, мы решили сделать одну колонку в центре села или колодец. Больше мы склоняемся к колодцу, так как это исключит мытье машин и антисанитарию.
Местные жители "разбомбили" подобные объяснения в пух и прах.
— Какие один-два человека?! — возмущается Людмила Берзиньш. — В селе две сотни домов, из них хорошо, если в десяти есть вода!
Другие опрошенные нами сельчане также считают, что глава администрации просто не владеет ситуацией, сосредоточила свое внимание на поселке, а вот в селе, как видно, не была давно.
Культ
Не меньше (если не больше) возмущает местных жителей культ личности Павловой.
— Ее портреты — в каждом номере газеты! — говорят люди. — Она что, хочет, чтобы мы ее лик, как икону почитали?
Мы просмотрели ряд номеров "Родного Эммауса". Оказывается, сельчане нисколько не преувеличивают.
— А почему вас это удивляет? Она же глава администрации! — ответила на вопрос редакции "МВ" редактор "Родного Эммауса" Анастасия Янсюкевич.
А вот людей, в отличие от Анастасии Владимировны, удивляет.
— Нас уже воротит от этих портретов! — говорят люди.
Кстати, до сих пор неясно с расходами на газету. Она издается на бюджетные средства сельской администрации. А расходуется на "Родной Эммаус" 410 тысяч рублей в год! Не жирно ли? С этим вопросом депутат Эммаусского Совета Галина Баранова и обратилась в районную прокуратуру. Там проверили расходы, но криминала не нашли.
Хочется спросить, а зачем вообще в сельском поселении выпускать свою газету, да еще дважды в месяц. Видимо, госпожа Павлова страдает "бонапартизмом". Но это было бы простительно, если бы подобная причуда главы оплачивалась из ее собственного кармана. Но как понять такое расточительство бюджетных средств, когда самого бюджета не хватает даже на решение самых злободневных проблем. На свой пиар администрация сельского поселения денег не жалеет. Экономить она привыкла лишь на людях.
Александр Хват