Реформа общественного транспорта Твери и Калининского района идет со скрипом…
В Твери и пригородах только и разговоров, насколько хуже стало жить после стартовавшей 3 февраля транспортной реформы. Люди возмущены до предела. Порой им по часу приходится ждать своих автобусов. Они опаздывают на работу, в школы, в детские сады, в больницы, на вокзалы… Поздно вечером дождаться общественного транспорта и вовсе невозможно.
При этом управляют новыми автобусами зачастую все те же водители маршруток, известные своими лихими гонками за пассажирами. Это неудивительно. Главная проблема у «Транспорта Верхневолжья» – нехватка водителей. Задолго до старта реформы мы писали, что эта проблема неминуемо возникнет, если заранее не озаботиться набором квалифицированных кадров. Видимо, власти нас не услышали или понадеялись на русское «авось»… Проскочить с кондачка не получилось. Нужного количества водителей не набрали. Теперь автобусы есть – шоферов нет.
Безысходность
От безысходности администрация «Транспорта Верхневолжья» набирает на работу кого попало. Автор этих строк, имеющий такое же отношение к автобусам, как слон к балету, уже получил несколько смс-сообщений с предложением устроиться на работу водителем за 45 тысяч рублей. Мне даже пообещали общежитие.
Неудивительно, что при таком положении дел тверской сегмент Интернета пестрит видео и фотографиями синих автобусов с логотипом «Транспорта Верхневолжья», которые внаглую едут на красный сигнал светофоров, подрезают водителей, совершают ДТП. То есть делают то же самое, чем раньше славились маршрутки. Тут на ум приходит только известное выражение: цирк уехал, клоуны остались.
Эксперимент
Чтобы проверить, как в действительности обстоят дела с общественным транспортом Твери, корреспондент «МВ» решился на небольшой эксперимент. Утром 18 февраля я выехал в поселок Литвинки, чтобы посмотреть, как работает автобусный маршрут № 205 сообщением «Боровлево 2 — детский санаторий «Прометей». В начале десятого утра (далеко не в самый час пик) я был на площади поселка, где находится остановка.
По уверениям руководства «Транспорта Верхневолжья» маршрут № 205 обслуживают 9 автобусов среднего класса с интервалом движения в 15 минут. Я дождался, когда очередной автобус уйдет на маршрут и засек время. Через четверть часа на остановке собралось человек 20. Многие из них громко возмущались работой городского общественного транспорта. Я подошел к двум мужчинам, которые представились, как Анатолий Иванович и Виктор Николаевич. Они рассказали мне, что теперь автобусов приходится ждать вдвое дольше, чем раньше. Вечером и вовсе невозможно уехать. Попросту говоря, мужики оценили работу новой транспортной модели простым русским словом на букву «х».
Минуло уже 20 минут, а автобуса все не было. Тогда я решил позвонить по горячей линии «Транспорта Верхневолжья» 8-800-350-00-99. Ожидание ответа длилось 10 минут. За это время я успел возненавидеть американского джазового певца Бобби Макферрина, прослушав несколько раз его бессмертную композицию «Don’t Worry, Be Happy» («Не беспокойся, будь счастлив»). Остается только порадоваться креативу транспортников, решивших заменить телефонные гудки песней с таким названием. Представляете, какое издевательство – пассажир мерзнет на остановке, звонит с просьбой о помощи, а ему в ухо долго и протяжно ноют – «не беспокойся, будь счастлив».
Наконец трубку взяли. Молодой человек на том конце вежливо подтвердил, что ожидание маршрута № 205 составляет максимум 15 минут, и он наверняка скоро приедет. Парень не обманул. Вскоре действительно появился новый синий автобус. Общее время ожидания составило ровно полчаса. Я зашел в салон.
Внутри автобус был чист, как и подобает машине, недавно сошедшей с конвейера. Места было достаточно, а русский водитель был вежлив с пассажирами, когда принимал у них наличность. Я же хотел заплатить карточкой, но… На электронном устройстве приема платежей горела надпись: «Не доступен валидатор, обратитесь к водителю». Как назло наличных у меня не было, и я, стыдливо опустив голову, вышел на следующей остановке…
Этот небольшой эксперимент полностью подтвердил недовольство граждан произошедшими изменениями в сфере общественного транспорта Твери и Калининского района.
Вывод
В своих предыдущих публикациях мы писали, что в целом поддерживаем проводимую реформу. Мы и сейчас считаем, что замена маршруток на автобусы, переход на цивилизованную модель общественного транспорта – движение в верном направлении. Однако началась реформа топорно, впопыхах, без учета интересов жителей. Кстати, в том же «Транспорте Верхневолжья» нам вновь подтвердили, что с конца февраля с улиц города исчезнут троллейбусы и их заменят новые автобусы. У нас возникает вопрос: а кто сядет за их руль? Неужели власти продолжают рассчитывать, что наберут необходимое количество водителей? У нас есть большие сомнения по этому поводу.
Создается впечатление, что администрация области решила во что бы то ни стало внедрить новую модель общественного транспорта в изначально заявленные сроки, то есть до конца текущего месяца. И не важно, что страдают пассажиры. Наверное, рано или поздно все «устаканится» и придет в норму. Необходимое количество водителей будет набрано, нужное количество автобусов выйдет на маршруты… Но сегодняшний переходный период может больно ударить по репутации региональной власти. Так, может быть, не стоит спешить? Неужели не ясно, что троллейбусы на улицах города необходимо сохранить? И, возможно, пока оставить некоторые, самые востребованные, маршрутки. А самое главное – народ ждет, когда будет озвучен четкий план реализации всех этапов транспортной реформы, который, помимо автобусного движения, включает в себя полноценное возрождение электротранспорта в областном центре. Пока мы этого плана не видим, а лишь слышим некоторые заверения о намерениях. А ведь терпение у людей не безгранично.
Илья Гусаров