«Будьте всегда на стороне ребенка – даже когда вы с ним не согласны», — советует специалист
Как разговаривать с подростками так, чтобы они нас слышали? Нет, мы их, конечно, любим – но как можно терпеть то, что они вытворяют?
Почему они, такие послушные и покладистые в раннем детстве, теперь вдруг начали спорить и дерзить? Почему их теперь приходится заставлять – и часто со скандалом – делать простые и правильные вещи: помыть за собой посуду, убрать постель, аккуратно сложить разбросанную по комнате одежду? Почему другие дети как дети, а наш (наша)… И такие вопросы возникают каждый день, на каждом шагу. Как вести себя с подростком, который вдруг стал непослушным, злым и агрессивным, ничего нам не рассказывает и постоянно воюет с нами за свое пространство – внешнее и внутреннее? Единого рецепта для таких случаев не существует, но есть подсказки психологов и педагогов, к которым имеет смысл прислушаться.
О том, как пережить переходный возраст и сохранить отношения со своими детьми, нам рассказал кандидат педагогических наук, писатель Вадим Зицер.
— Вадим Семенович, почему родителям бывает так трудно со своими детьми-подростками?
— Дело в том, что до определенного возраста дети относятся к родителям примерно как к богам: они безоговорочно верят всему, что те говорят. К примеру, если пятилетний ребенок пожалуется на головную боль, а мама скажет: «Сейчас поцелую, и все пройдет!» — то боль действительно проходит! Это совершенно потрясающая история, на которой позже уже не выедешь. Потому что позже наступает тот самый переходный возраст, когда ребенок проверяет все. И все наши ошибки и промахи, которые мы допустили раньше, выходят нам боком. Ведь когда ребенок верит каждому нашему слову — так трудно устоять перед соблазном и не воспользоваться своей «божественной» сущностью! Но теперь все эти волшебные инструменты: «нужно доесть кашку, а то вырастешь слабым», «если будешь плохо себя вести, придет дядя милиционер» — больше не работают. И в тот момент, когда подросток сталкивается с тем, что его близкие люди, оказывается, говорили неправду – тут-то и начинаются проблемы.
Страх
— Но все-таки нужно ли и можно ли воспитывать подростков — или уже поздно?
— Самый главный инструмент, которым пользуется большинство родителей — это подавление. С самого детства мы привыкли внушать ребенку, что живут, как говорится в одном известном фильме, «не для радости, а для совести». Мы заставляем его жить по нашим законам, контролируем каждый шаг, потому что «в своем доме я такого не позволю». Ну а где его дом? Он, получается, у вас угол снимает? И все это наваливается на подростка как раз тогда, когда в организме идет мощнейшая перестройка: в один день он может влюбиться и разлюбить, обрести лучшего друга и потерять. Ребенку в этот период очень тяжело, потому что мир воспринимается очень ярко. И в тот момент, когда он приходит в свой дом, чтобы спрятаться, побыть в своей «берлоге», передохнуть — мы начинаем его воспитывать и учить: почему так поздно пришел, почему не позвонил, и так далее. И возникает естественный вопрос: а молодому человеку отдыхать где?
— Но ведь родители действительно волнуются, если вовремя не пришел, не позвонил…
— Наш страх и есть главный корень наших проблем. Приведу пример. Дочь вернулась домой не в десять вечера, как обещала, а позже. И даже не позвонила. А вы не задумывались, почему? Все дело в том, что мы звоним людям тогда, когда хотим с ними поделиться своими эмоциями — радостями или переживаниями. Но дочка знает: если она позвонит и скажет, что только что впервые поцеловалась — последует, как мы понимаем, предсказуемая реакция, и ее счастью придет конец. И у нее нет другого выхода, кроме как закрыться от вас. Конечно, у мамы есть возможность приковать дочь наручниками к батарее, но только я хочу напомнить: как только этот страх пройдет, возникнет другой страх: а не испортит ли она себе спину, сидя в наручниках в неудобной позе? Поэтому тот момент, та точка, в которой вы поймаете свой страх за хвост — она критическая. И чем раньше вы остановитесь, тем будет лучше для всех. Потому что в тот момент, когда я понимаю, что боюсь, происходит удивительная история: приходит осознание того, что со своим страхом нужно бороться мне самому, это мои ощущения и процессы. А брать в заложники своего страха других людей — неэтично и бесперспективно. Поэтому своей девочке вы можете сказать о том, что дело не в ней, а в вас. Что вы за нее очень волнуетесь. И тогда она поймет, что мама существует не только для того, чтобы проверить уроки и рассказать, с кем целоваться, а с кем — нет. В тот момент, когда родители приходят и говорят правду, дети умеют слышать, воспринимать и прощать. Подросток понимает, что это не он такой плохой, а просто мама за него боится. Но не забывайте, что манипулировать страхом нельзя ни в коем случае!
Школа
— Что делать, если подросток не хочет ходить в школу?
— А кто бы хотел ходить в то место, где ему не интересно и где его ругают? Да, должны быть рамки поведения, не спорю. Но только рамки должен устанавливать человек, который находится на его стороне — человек, готовый услышать. Поэтому, если ребенка в школе ругают учителя, нужно туда прийти и сказать, что вы этого не позволите. Не нужно вставать на сторону большинства и поддакивать ему в том, что если ребенка не унизишь, то он потом на шею сядет. Запомните, ваш ребенок — это самый близкий человек, и вы должны его защищать, а не делать его жизнь хуже. Ведь это так здорово, когда дети могут попросить помощи, а мы в этот момент не будем их судить, а попробуем помочь. И потом, наши дети имеют право быть там, где им интересно. Но, к сожалению, ни дети, ни родители в том числе, не могут ответить на вопрос: зачем нужна школа? А ведь школьники имеют право знать, зачем им каждый день ходить в школу…
— Зачем же, по-вашему, нужна школа?
— Мне кажется, что в школу нужно ходить для того, чтобы устанавливать человеческие связи, чтобы кое-что понять про самого себя, чтобы понять, какие знания имеют отношения ко мне, моей реализации и моему развитию. И получить инструменты, с помощью которых можно жить. И родители должны объяснить это своим детям, чтобы сделать их жизнь более осознанной. Дети имеют право знать, что без книг прожить можно. Но при этом мы должны объяснить, что литература — как раз один из тех самых инструментов. Книги не дают богатства, но делают человека счастливее, и иногда — наоборот. Но не надо обманывать, что если ребенок не будет читать, он никогда не вырастет настоящим человеком…
Поддержка
— Не случится ли так, что мы будем потом жалеть о слишком мягких методах воспитания?
— Это звучит так, как будто белый господин дает черному рабу свободу, а потом говорит: что-то раб плохо с этой свободой обошелся, надо было его лучше драть. Если ваша цель сделать так, чтобы подросток подчинялся, то вы думаете в правильном направлении. Заставьте подчиниться — и он усвоит, что сильный всегда прав, что всегда найдется человек, который скажет, как надо и как не надо. Ребенок вырастет — и всю жизнь будет ждать, что кто-то придет и установит ему рамки. Если ребенок растет в ситуации подавления, у него есть только два пути: стать либо насильником, либо жертвой. Потому что другой модели поведения он не видел. Очень часто в воспитании детей родители пользуются следующим аргументом: если я буду слишком сильно любить ребенка, он нечаянно может подумать, что жизнь — это сплошной пикник. И как он тогда выживет в этом жестоком мире? Пожалуйста, не волнуйтесь, потому что в мире всегда найдется огромное количество людей, которые попытаются испортить вашим детям жизнь. Это могут быть самые разные люди: учителя, друзья-подруги, жена или муж… И есть только два человека, которые могут попытаться этого не сделать — это отец и мать. Нужно по определению быть всегда на стороне своего ребенка — даже тогда, когда вы с ним не согласны. Скажите ему об этом, но будучи на его стороне: «Я понятия не имею, чем тебе помочь, но к счастью, наши отношения позволяют меня спросить, какой может быть моя помощь». Для подростка крайне важно, чтобы хотя бы в одном человеке он был уверен. И этим человеком должны стать вы.
Елена Соколова