Съездив по письму нашего читателя в деревню Кумордино Калининского района, мы узнали, как в реальности обстоят дела в сельском ФАПе
«Письмо позвало в дорогу» — эта поистине легендарная рубрика советских газет и журналов вспомнилась, когда мы прочитали письмо — призыв о помощи — нашего постоянного читателя, сельского фельдшера из Калининского района.
«…Меня заставило обстоятельство обратиться к вам за помощью, — пишет заведующий фельдшерско-акушерским пунктом деревни Кумордино Медновского сельского поселения Валерий Митрофанов. — … В настоящее время на ФАПе сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, которая напрямую связана с отсутствием воды… Уборка почти не производится, так как в течение двух недель на ФАП не поступает вода… В этом должны разбираться специалисты, которых я с нетерпением жду 2 недели. Эта сеть относится к с/п Медное, но Глава администрации на телефон не отвечает, а секретарь только принимает информацию и обещает передать ее Главе администрации. Обстановка обостряется еще тем, что мне приходится проводить лечение больных с пневмонией… В связи со сложной коронавирусной ситуацией… не всегда удается проводить лечение больных с пневмонией в стационаре из-за нехватки коечных мест. Врачам приходится назначать лечение по месту жительства пациента… Соответственно, эти больные, в основном пожилые люди, приходят ко мне на лечение, назначенное врачом. Я, конечно, лечение провожу, но рискую занести инфекцию пациенту, так как из-за отсутствия воды не удается соблюдать санитарно-гигиенический минимум в стенах медпункта. …А ко мне также обращаются за медпомощью дети! Население деревни примерно 500 человек да плюс в окружении 16 мелких деревень, оттуда тоже обращаются ко мне за медпомощью. Элементарно руки помыть перед проведением инъекций негде, нет воды. Я, конечно, стараюсь соблюдать гигиену своих рук и т.д., но это не выход из ситуации..!
ФАП, можно, конечно, закрыть, но куда пойдут больные старики? Разве они не заслужили в свое время то, что к ним сейчас должны обращаться по-человечески. У многих ишемическая болезнь сердца, стенокардия, гипертонические кризы, им нужна срочная медпомощь. Прошу вашей помощи!..»
Мы просто не могли не поехать туда, чтобы разобраться во всем на месте.
Ситуация
Мы приехали в Кумордино 12 ноября, через несколько дней после получения письма. Сразу же выяснилось, что до того, как попросить о помощи нашу газету, Валерий Митрофанов каждодневно, по многу раз обращался к тем, от кого напрямую зависит решение проблемы: в администрацию Медного и Центральную районную больницу. Но ни там, ни там сельского фельдшера не захотели услышать. Равнодушие и бездействие руководителей заставили отчаявшегося медика пойти на обращение к СМИ — просто ему больше ничего не оставалось.
Как оказалось, незадолго до нашего приезда ситуация с отсутствием воды была исправлена. Валерию Яковлевичу все же удалось достучаться до руководящих лиц — помощь пришла и из ЦРБ, и из Медного. Но неужели так уж невозможно было решить проблему сразу, после первого же обращения фельдшера?! Более двух недель в сельском ФАПе не было воды! Местная уборщица Нина Викторовна с содроганием вспоминает, как ей приходилось приносить бутыли с водой, чтобы обеспечить хоть какую-то чистоту.
— Словно в тундре какой живем, — справедливо возмущается она.
Ну, слава богу, вода в Кумординском ФАПе теперь есть. Можно работать. Но, как оказалось, не все так просто…
Призвание
Мы разговорились с Валерием Митрофановым. Нам было интересно узнать, почему он стал сельским медиком, что определило выбор этой вовсе не престижной, но такой нужной людям работы. Валерий Яковлевич рассказал, что родился и вырос в Саратовской области, с детства мечтал посвятить свою жизнь медицине и после школы поступил в медицинское училище. Получив специальность фельдшера, отслужил в армии и остался работать там же, где проходил срочную службу — в Солнечногорском районе Московской области. Всю жизнь Валерий Яковлевич работает сельским фельдшером.
— Это мое призвание, — говорит он. – Своей профессией я душевно очень доволен…
Сейчас ему 66, стаж в медицине — 46 лет! Казалось бы, можно уже пребывать на заслуженном отдыхе в свое удовольствие. Но, выйдя на пенсию, Валерий Митрофанов понял, что… очень хочет работать! И, поскольку для устройства на любимую работу необходимо было получить новый сертификат, поступил в тверской медицинский колледж на отделение повышения квалификации. Отучившись, сначала хотел вернуться в Подмосковье, но в колледже увидел объявление о том, что Калининская ЦРБ приглашает на работу… Позвонил — предложили заведование Кумординским ФАПом. Так в деревне Кумордино появился свой фельдшер. Впервые за последние 20 с лишним лет.
Помощь
Как рассказали нам местные жители, на протяжении многих лет за малейшей медицинской помощью им приходилось ездить в Медное или в Тверь. Это было очень неудобно, отнимало много времени и сил, а для многих пожилых, больных людей — просто невозможно. В начале 2018-го по просьбам сельчан в Кумордино был установлен фельдшерско-акушерский пункт. Люди радовались: наконец-то они смогут без проблем получать плановую и профилактическую медпомощь рядом с домом. Вот только желающих постоянно работать там не оказалось…
И вот, с февраля этого года к работе в сельском ФАПе приступил Валерий Яковлевич Митрофанов. Проживает он тут же (при медпункте оборудовано жилье для фельдшера) и уже привык, что на работе находится круглосуточно — для сельского медика это обычное дело. В любое время дня и ночи к нему обращаются за помощью. Из соседних деревень за фельдшером люди приезжают на машинах (у него самого никакого служебного транспорта нет).
— Мне могут и ночью стукнуть в окошко — значит, кому-то плохо стало. Сразу иду на вызов… Я всегда готов помочь, — рассказывает Валерий Яковлевич.
В день фельдшер обслуживает порядка десяти человек, бывает 3-4 экстренных вызова. Его постоянные пациенты: люди с хроническими заболеваниями, сердечники, гипертоники… Многим деревенским жителям не по силам ехать в Тверь на прием к врачу — вот и приходится Валерию Митрофанову входить в положение и самому назначать лечение.
— По сути, я работаю, как врач: веду прием пациентов, назначаю лечение, а также выполняю врачебные рекомендации, — объясняет Валерий Яковлевич. — Ни разу никого не отфутболил, во всех случаях стараюсь разобраться сам, на месте, чтобы людям лишний раз не ездить в город, тем более, сейчас, в период пандемии. Направляю пациентов в ЦРБ, когда это действительно необходимо…
Жители
Много хороших слов в адрес местного фельдшера мы услышали от жителей Кумордино. Пенсионерка Татьяна Виноградова, отработавшая 30 лет на здешних фермах, очень довольна, что в деревне теперь можно получить медицинскую помощь.
— Вот, сегодня только укол фельдшер мне делал. А куда бежать бабке со своими болезнями? — эмоционально реагирует Татьяна Александровна на наш вопрос, как она оценивает работу ФАПа. — Давление прыгнуло — иду в медпункт. Валерий Яковлевич все может! Без него приходилось на автобусе в Медное или в Тверь ехать, а ноги-то болят! Особенно зимой тяжело было…
А вот местная жительница Любовь Степановна, озабоченная своими проблемами, была совсем не расположена к беседе с нами. Она прошла мимо, но вдруг обернулась…
— А я хочу спросить, почему наш фельдшер должен покупать лекарства на свои деньги? — зло крикнула она нам. — Не дело это!
Вот это поворот! Мы были обязаны прояснить этот вопрос: неужели сельский медик действительно покупает лекарства за свой счет?
Шок
Откровенный разговор с Валерием Митрофановым о проблемах деревенского медпункта привел нас в шоковое состояние. Оказалось, и вправду фельдшер на свои деньги покупает лекарства для неотложной помощи!!!
— Очень серьезные проблемы с медикаментами, — признается Валерий Яковлевич. — Вот, видите: тонометр, фонендоскоп — это я тоже вынужден был купить сам. В ЦРБ меня снабдили, в основном, перевязочным материалом, йодом, бинтами… А если человеку с сердцем плохо — я ему что, бинтом горло должен перевязать и йодом помазать? На все мои просьбы мне в ЦРБ отвечают: «Лекарств нет»… Нет даже анальгина и кордиамина! Лейкопластыря нет… И вот, получив пенсию или зарплату — первым делом иду покупать лекарства для медпункта. Спасибо, еще некоторые местные жители помогают решать эту проблему… А еще обидно: есть электрокардиограф, я бы мог снимать ЭКГ, но пользоваться им нельзя — ленты нет! Да что там, даже чистящие средства уборщица приносит свои…
Однажды за фельдшером приехали из дома, где требовалась помощь больной новой коронавирусной инфекцией. «У вас есть защитный костюм?» — осведомился у Митрофанова родственник пациентки. Фельдшер развел руками: «Белый халат и маска — вот вся моя защита». И поспешил к задыхающейся больной… Никакого защитного комбинезона для обслуживания пациентов, инфицированных COVID-19, у сельского медика тоже нет.
Валерий Яковлевич искренне расстраивается, говоря о проблемах со снабжением медпункта всем необходимым, болеет душой за дело. Но тут же спохватывается:
— Вы не пишите много, а то меня уволят! Мне-то лично не надо ничего. Людей жалко! Жаль местных жителей, если опять без медицинской помощи останутся…
То есть, получается: оставлять сельский медпункт без лекарств можно, а говорить об этом нельзя? Да об этом не просто говорить надо, а наказывать необходимо тех, кто такое допустил.
Очень много сейчас говорят — и на самых верхах — об огромном значении развития первичного звена медицины. Но вот оно, первичное звено: сельский медпункт — первичней не бывает. И что получается? Приложена масса усилий: в деревне построен современный ФАП, есть прекрасный специалист, опытный, знающий и умеющий, преданный своему делу, но ему, по сути, предлагают лечить людей только йодом и бинтами! В XXI веке! Кто должен ответить за такое чудовищное отношение к сельской медицине?
Татьяна Славина
P.S. Мы возвращались из Кумордино в Тверь, небеса хмурились, а на душе было светло. Ведь нам посчастливилось познакомиться с замечательным человеком, настоящим рыцарем медицины. Без страха и упрека, как и многие его коллеги, Валерий Митрофанов делает свое дело и не ждет никаких вознаграждений. Высокие понятия «гуманизм» и «сострадание» — обычное состояние его души, только он, очень скромный человек, об этом не думает, а просто счастлив, что всю жизнь занимается любимым делом, нужным людям.