В Удомельском районе в один день закрылись сразу пять сельских медучреждений
В Удомельском городском округе в День пожилого человека разом были закрыты пять фельдшерско-акушерских пунктов и одна врачебная амбулатория. Похоже, что местные власти решили, что здравоохранение — излишняя роскошь для жителей района.
Надо сказать, что закрытие Верескуновского, Еремковского, Зареченского, Касковского и Озеро-горского ФАПов, а также Котлованской врачебной амбулатории стало неожиданностью не только для жителей Удомельского городского округа, но и для его властей. Администрация муниципалитета разводит руками и сообщает, что узнала об этом вопиющем факте только 5 октября, тогда как фактически ФАПы закрылись уже 1 октября. Чиновники заверяют, что сейчас всеми силами пытаются хоть как-то помочь людям и организовать в сельскую местность выезды врачей ЦМСЧ №141 (больницы, которая обслуживает работников КАЭС,членов их семей, а также все остальное население Удомельского округа). Для депутатов местной Думы сообщение о закрытии ФАПов также стало громом среди ясного неба. Они направили обращение к руководителю Федерального медико-биологического агентства РФ (ФМБА) Веронике Скворцовой с просьбой оказать содействие в возобновлении работы фельдшерских пунктов.
Еремково
Прошло две недели после закрытия медицинских пунктов, и ситуация в Удомельском городском округе накалилась до предела. Особенно активны протесты населения в селе Еремково, жители которого в прошлом году просили Владимира Путина расстрелять и закопать их прямо в огородах, так как кончились силы жить в условиях, что создала местная власть. Письмо возымело действие. В Еремково поехали журналисты, оно стало символом народного протеста в Тверской области, а селянам сделали дорогу, наладили бесперебойное электричество, повесили фонари на улице, сохранили железнодорожный переход и даже отремонтировали колонку. Но не прошло и года, как фонари потухли, улицы опять погрузились в тьму, а людей оставили без здравоохранения…
Для автора этих строк Еремково – малая родина. Тут родилась моя мама, тут прошло мое детство, а мою бабушку – учительницу местной школы – с огромным уважением до сих пор вспоминают старожилы. Я помню Еремково большой железнодорожной станцией на берегу живописного озера, где жили сотни людей, работали совхоз, льнозавод и молокозавод, ателье и общественная баня, дом культуры и средняя школа. Были открыты несколько магазинов, пекарня и столовая. В полукилометре от Еремково принимала людей Займищенская больница (основанная в 1878 году) с хирургическим, терапевтическим, детским, гинекологическим, инфекционным отделениями, роддомом на 10 коек, стоматологией, лабораторией и моргом…
Всего этого больше нет. Больница постепенно умирала и окончательно загнулась на излете советской власти, все остальное приказало долго жить уже в новые времена. Из благ цивилизации остались захудалый райповский магазин да автолавка. Дорогу в Еремково грейдируют только после письма Президенту России… Но все равно в селе Еремково зарегистрировано более 400 человек, среди которых очень много пожилых и беспомощных людей. Теперь вот их лишили медпункта…
Больница
Удомельские депутаты утверждают, что ФАПы закрыты по распоряжению начальника медсанчасти №141 ФМБА РФ Юрия Голубева, так как не соответствуют санитарным требованиям. Согласитесь, странное решение в разгар пандемии коронавируса, когда любая врачебная помощь населению на вес золота.
Народные избранники пригласили Юрия Голубева на заседание Думы, где в присутствии прокурора хотели задать ему пару вопросов по поводу ФАПов, но главврач их своим присутствием не осчастливил. Казалось бы все понятно – вот он человек, разрушивший медицину в удомельской глубинке. На поверку все оказалось не так однозначно.
В распоряжении «МВ» имеется ответ Юрия Голубева на обращение Любови Петровой – удомельской учительницы, жительницы поселка Еремково и общественной активистки, борющейся за права односельчан на доступное здравоохранение. В письме Голубев утверждает, что и рад бы оказывать медицинскую помощь жителям сельских районов Удомельского округа, но сделать это абсолютно невозможно в разваливающихся помещениях ФАПов с протекающей крышей, гнилыми рамами и с плесенью на стенах. В доказательство своих слов медик приложил к ответу фотографии, которые не вызывают сомнения в подлинности.
За состояния помещений ФАПов и их ремонт отвечают местные власти. Юрий Голубев неоднократно направлял в их адрес требования о производстве ремонтных работ, но в течение последних лет все его письма игнорировались. Только тогда было принято решение закрыть ФАПы до их ремонта, чтобы не подвергать опасности медперсонал и пациентов.
Власть
Согласитесь, в этом ракурсе уже странно выглядит позиция чиновников администрации Удомельского городского округа с их неподдельным удивлением по поводу закрытия ФАПов. Так, может быть, несоответствие фельдшерских пунктов санитарным нормам – прямая вина администрации Удомельского городского округа, которая плевать хотела на жителей сельских районов вместе с их правом на медицинскую помощь, гарантированную Конституцией России?
Этот вопрос мы задали заместителю главы округа по социальным вопросам Любови Корниловой. Вот ее ответ:
— Действительно, закрытие ФАПов стало для нас полной неожиданностью. Об этом мы узнали из звонков местных жителей уже после решения Юрия Голубева. А ведь только в июле этого года комиссия из представителей администрации (и меня в том числе) и медработников ЦМСЧ №141 объезжала все ФАПы округа, требующие ремонта. Мы договорились, что сотрудник Голубева составит смету, необходимую для качественного ремонта медпунктов, а администрация изыщет средства для производства работ. Сметы мы так и не дождались. Голубев решил просто закрыть ФАПы. На мой взгляд, это больше напоминает шантаж. Сейчас руководство округа, в том числе на самом высоком региональном уровне, пытается решить вопрос с открытием медицинских пунктов.
Итог
Вот и получается замкнутый круг. Муниципальные и медицинские власти винят друг друга, а люди страдают и умирают.
Не укладывается в голове, как один из богатейших районов Тверской области за лето не смог отремонтировать несколько помещений, которые жизненно необходимы людям особенно в условиях пандемии. Легче оказалось их закрыть. Теперь сотни жителей округа должны ехать за много километров в Удомлю и толпиться в переполненных коридорах больницы, рискуя в любую минуту подцепить коронавирус. А ведь многие граждане в силу возраста и вовсе не в состоянии добраться до райцентра. Именно они являются теми ветеранами, которые в свое время строили первые энергоблоки АЭС, снабжали строителей продуктами, учили и лечили детей атомщиков. Теперь для этих людей не нашлось небольших денежных средств, чтобы позаботиться об их здоровье.
Между тем, 13 октября в Еремково, согласно графику, приехала фельдшер. На личной машине и без обещанных руководством ЦМСЧ №141 докторов…
Илья Гусаров