Готовится к изданию литературный вариант сценария телевизионного документального фильма «Тверь, век 20-й…»
В 2002 году тверская студия телевизионных программ «Акценты» удостоилась Всероссийской премии «ТЭФИ-Регион» за 101-серийный телевизионный документальный фильм «Тверь, век 20-й…», а затем за литературный сценарий этой картины Виктор Куликов, главный редактор студии и автор идеи фильма, был удостоен премии Союза журналистов России.
Все перечисленные награды не случайны. Сериал создан по-настоящему профессионально и даже может быть назван уникальным, поскольку другого фильма, который год за годом воссоздавал бы историю одного города на протяжении целого столетия, в мире не существует.
В настоящее время завершается подготовка к изданию книги «Тверь, век 20-й…», отрывки из нее мы уже публиковали, и они вызвали большой интерес у наших читателей. Поэтому сегодня мы печатаем еще одну главу из будущего издания…
(Окончание. Начало в №№11, 12, 13 “МВ”)
1941
…После того, как 14 октября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Калинин, начался период его оккупации. Он продолжался 62 дня и обернулся страшным испытанием для жителей, оставшихся в городе.
Большинство из них в этой нереальной ситуации старались просто выжить, и это уже было своеобразным подвигом, поскольку находиться в любом оккупированном городе нашей страны было и опасно для жизни, и чрезвычайно тяжело морально.
А в Калинине оккупация носила особенно сложный характер.
Дело в том, что на протяжении этих 62 дней в городе, на его окраинах, почти постоянно продолжались боевые столкновения и даже самые настоящие бои.
На тот момент наши войска не откатились от Калинина не то, чтобы на расстояние пушечного залпа, но даже и ружейного выстрела. Они снова и снова пытались выбить фашистов из города.
…В журналах боевых действий, которые велись во всех частях как нашей, так и немецкой армий, эти бои в течение 2 месяцев оккупации Калинина расписаны почти по часам. Солдаты яростно дрались в прямом смысле за каждый дом, за каждую улицу и каждый переулок. Продвижение на 100 метров вперед считалось большим успехом, а отступление на те же 100 метров воспринималась как очень серьезная неудача.
Например, 28 октября, то есть через 11 дней после захвата города немцами, 31-я армия провела успешную операцию на северных и северо-западных окраинах и в результате овладела тремя улицами: Павловской, Украинской и Огородной.
Еще через сутки, 30 октября, части той же армии вместе с частями 31-й армии сражались уже на Пожарной площади.
И в этот же день, 30 октября, в журнале боевых действий нашей 5-й стрелковой дивизии, наступавшей в районе элеватора, в журнале боевых действий появилась запись о том, что ее подразделениям удалось захватить железнодорожную будку и продвинуться вперед на 200 метров.
Это какого же напряжения шли там бои, если в журнале дивизии взятие железнодорожной будки отмечено особо?
Более или менее понять это можно по данным из журнала 31-й армии, где, например, 28 октября говорится, что за последние дни ее потери составили 404 убитых и 844 раненых…
Впрочем, с началом ноября в боевых действиях на территории Калинина наступила относительная передышка. Ее нарушали только отдельные боестолкновения и еще советская авиация. К изумлению немцев, да и наших, она буквально господствовала в воздухе и почти беспрепятственно бомбила город, нанося войскам оккупантов достаточно ощутимый урон.
Только 14 ноября бомбардировщики Калининского фронта совершили 71 самолетовылет и уничтожили до 25 автомашин с пехотой и боеприпасами, до 20 танков и порядка 250 фашистов…
Немцы ругали своих летчиков, ругали и готовились к наступлению. Готовились к операции под названием «Волжское водохранилище». Они все еще надеялись обойти Москву с севера.
Но это им не удалось. И, выражаясь образно, планы Гитлера захватить нашу столицу пошли в Волжском водохранилище ко дну. Окончательно и бесповоротно…
Поздней осенью 41-го наступление немецких войск на Москву захлебнулось, и стало ясно, что следующий ход сделает Красная армия. Что она постарается оттеснить гитлеровцев от столицы, а для этого предпримет контрнаступление. И наиболее вероятным из основных его направлений будет калининское.
Вообще-то готовиться к нашему контрнаступлению на этом плацдарме немцы начали сразу после того, как оккупировали город Калинин. В стратегическом плане он был слишком важным узлом, и гитлеровцы не собирались его отдавать. Больше того, они понимали, что потеря города такого масштаба, как Калинин, сильно пошатнет моральный дух их солдат.
…Указание Сталина готовить наступление с целью овладеть городом Калинин командующий Калининским фронтом Иван Степанович Конев, по его воспоминаниям, получил 30 ноября 1941 года.
В то время юго-восточнее Калинина, в районе Клина, немцы создали группировку войск, которая готовилась к новому штурму Москвы.
Это была чрезвычайно мощная и боеспособная группировка. В нее входили в том числе и соединения 3-й и 4-й танковых групп, в том числе и захвативший Калинин 41-й моторизованный корпус.
Штурм Москвы клинской группировкой мог привести к самым печальным последствиям. Гитлер на него очень рассчитывал.
Вот Калининскому фронту своим наступлением и следовало сорвать этот план фашистского командования. Перед войсками генерал-полковника Конева ставилась задача уничтожить калининскую группировку немцев и выйти в тыл клинской группировки, чтобы оказать помощь Западному фронту в ее уничтожении.
То есть ставилась чрезвычайно ответственная, но все-таки локальная задача.
Видимо, даже в Генеральном штабе Красной армии не предполагали, в какой степени действия Калининского фронта могут изменить ход всех дальнейших событий.
А получилось так, что действия Калининского фронта стали началом генерального наступления под Москвой и, по сути, повернули вспять всю историю Великой Отечественной войны.
Здесь, на подступах к нашему областному центру, фронт, который назывался Калининский, провел наступление, положившее начало всему освобождению нашей Родины…
Согласно первоначальному плану, наступление Калининского фронта должно было начаться в ночь на 4 декабря 1941 года. Но поскольку не все войска сумели прибыть в намеченное место к назначенному часу, операцию перенесли на сутки.
В тот же день, 4 декабря, в штаб Калининского фронта прибыл сам Александр Михайлович Василевский, исполнявший обязанности начальника Генерального штаба Красной армии – настолько серьезное значение придавало готовящейся операции командование наших Вооруженных сил.
Василевский приехал днем, а к 9 часам вечера того дня 2-й батальон 934-го полка 256-й стрелковой дивизии 31-й армии занял на левом берегу Волги напротив деревни Большие Перемерки исходное положение для атаки.
Именно этому подразделению и выпало подняться первым в этом – без всякого преувеличения – историческом наступлении…
Ровно в 3 часа ночи 2-й батальон пошел в атаку. Через два с половиной часа в темноте декабрьского утра он сражался уже на подступах к Большим Перемеркам, которые немцы превратили в сильно укрепленный пункт.
В это же самое время в бой вступили и другие подразделения 31-й армии, а в 11 часов своим левым флангом начала наступление и 29-я армия. Ее части двигались в направлении деревни Даниловское.
Весь день 5 декабря прошел в очень напряженных боях. У немцев была мощная система обороны и никакого желания отступать. А красноармейцы были полны решимости выбить врага из занимаемых им наших населенных пунктов и не останавливаться.
То тут, то там наши врывались во вражеские окопы, и тогда происходили беспощадные рукопашные схватки…
Бои за освобождение города Калинин продолжались 12 дней. И ни один из этих дней не стал для наступавших частей нашей армии легким. Как не был легким и для врага.
Некоторые из деревень по несколько раз переходили из рук в руки. И в итоге оказались буквально завалены телами погибших солдат.
Немцы словно предчувствовали, что если они отступят здесь, если отдадут Калинин, то проиграют всю войну. Вообще всю. И Берлин их падет.
А поэтому они бились яростно и отважно. До последнего.
Но наши ни в чем – ни в ярости, ни в отваге, ни в жажде победить – не уступали им.
Наши превосходили их! Потому что сражались за свое: за свою землю, за родных людей, за само существование нашей Родины.
И фашисты были обречены…
16 декабря 1941 года к 13 часам дня в результате напряженных боев солдаты 29-й и 31-й армий полностью освободили наш областной центр от захватчиков.
Калинин снова был свободен.
Калинин снова был наш!
При этом задачу, которую Ставка Верховного Главнокомандующего определила в этой операции, как первостепенную, войска генерал-полковника Конева не решили.
Калининскую группировку немецко-фашистских войск не окружили и не уничтожили.
Но они решили другую задачу. Можно сказать, более важную, если смотреть в исторической перспективе…
Войска Калининского фронта впервые за Великую Отечественную, впервые вообще за всю Вторую Мировую безвозвратно освободили от гитлеровцев город такого масштаба.
Львов, Киев, Минск, Варшава, Будапешт, Париж… Берлин – все они будут потом.
Первым был Калинин… Наша Тверь…
Что можно к этому добавить?
Но в жесточайших боях за освобождение города Калинин погибло свыше 20 тысяч наших солдат.
Земной им поклон и вечная память…