Приходится признать, что транспортная реформа в областном центре полностью провалена
Три года назад Тверь ставили в пример другим городам России. У нас стартовала реформа, которая, по идее, должна была вывести общественный транспорт города на принципиально новый, высочайший уровень. Поначалу синие автобусы «Транспорта Верхневолжья» радовали глаз. Они реально были комфортнее ушедших в небытие маршруток с лихими джигитами за рулем.
Прошло время…
Развал
За последние годы мы многократно писали о проблемах общественного транспорта Твери. Автобусы не справились с задачей. Они не следуют расписанию. В центре города машины идут косяками, следуя одна за другой, создавая пробки и отравляя жителей вонючими выхлопными газами. В то же самое время, на окраинах города люди часами не могут дождаться своего автобуса. Четкую схему движения найти практически невозможно. На официальном сайте «Транспорта Верхневолжья» она присутствует, но разобраться можно, как говорится, только после бутылки. Да и то, не факт. Для пожилых людей, не дружащих с современными гаджетами – разобраться практически невозможно.
Сопутствующая транспортная инфраструктура, например, нормальные остановки, находится в бедственном положении либо вовсе отсутствует. Это стало поводом для многочисленных судебных исков со стороны прокуратуры в адрес администрации Твери. А ведь проблема остановок тесно связана с «Транспортом Верхневолжья». Если бы у двух структур был один хозяин (городские власти) и один контролирующий орган в лице представителей от народа (депутатов), то ситуация могла бы развиваться совсем по-другому. Другой вопрос, что, по нашему мнению, сегодня администрация Твери напоминает политического кастрата, а депутаты гордумы почти полностью лишены рычагов влияния на ситуацию в Твери.
В последнее время кризис с общественным транспортом еще более усугубился. Явно ощущается нехватка – как автобусов, так и водителей. Говорят, что водителей категорически не удовлетворяют условия оплаты труда. Может быть, на них повлияло то, что автобусы стали ломаться… Неудивительно. Вообще-то срок эксплуатации общественного транспорта 10 лет. Но реально за это время автобусы превратятся в развалюхи. Даже 3,5 года – срок для городских автобусов немалый. У нас есть сведения, что они регулярно ломаются, даже горят. Закупать новые машины в ближайшее время никто не собирается. Нервы у водителей сдают.
Только за последние дни жители города горячо обсуждали два резонансных случая с водителями «Транспорта Верхневолжья».
В социальных сетях распространяется информация, что автобус маршрута №116, следующий до деревни Кривцово, сделал конечную остановку у «Глобуса». Якобы, это был последний автобус в тот день, а предыдущие два рейса были отменены. Водитель, как пишут, высадил пассажиров и сообщил диспетчеру о запахе горящей проводки в салоне. Сами пассажиры утверждают, что никакого запаха не было. В результате люди, в том числе женщина с грудным ребенком и граждане с проблемами со здоровьем, вынуждены были идти домой пешком. Эта информация требует тщательной проверки. Но нам уже неоднократно приходилось слышать об аналогичных инцидентах на других маршрутах.
Второй случай еще более возмутителен. Ему, кстати, есть видеоподтверждение. Думается, вмешательство и проверка контролирующих органов необходимы. Якобы, водитель маршрута №41 остановил автобус и в грубой форме потребовал от 14-летнего подростка оплатить провоз велосипеда. Подросток справедливо указывал, что «Правилами пользования общественным транспортом», размещенными на официальном сайте «Верхневолжского АТП», разрешен бесплатный провоз велосипеда в автобусе. Если судить по видео, водителю эти правила были глубоко безразличны. В результате он выволок велосипед из автобуса, нарушив права юного пассажира.
Кто-то скажет, что это частные случаи. Мы же полагаем, что все проблемы в совокупности свидетельствуют о глубоком кризисе в сфере общественных перевозок в Твери.
Решение
Мы не раз писали и не устанем повторять, что выход из ситуации — только в комплексном решении проблемы. Одного автобусного движения для Твери недостаточно. Власти стыдливо «забыли», что транспортная реформа состояла из нескольких этапов. Одним из них предполагалось восстановление движения электрического транспорта в городе. Современные экологически чистые трамваи должны были разгрузить центральные магистрали Твери. По этому пути, кстати, идут многие города России. Электрический транспорт широко распространен за рубежом. Автобусы там служат транспортом «подскока» из отдаленных спальных районов к электрическим магистралям. И это абсолютно правильное, на наш взгляд, решение.
Мы же идем по собственному, тупиковому пути. Мало того, что обещанные в этом году трамвайные маршруты №5 и №11 так и не запущены (об этом даже смешно говорить), так еще и разрушается оставшаяся транспортная инфраструктура. Сейчас в Твери демонтируют рельсы на Тверском проспекте. Вместо того, чтобы пустить деньги на развитие электротранспорта, они, по нашим ощущениям, расходуются на то, чтобы создать жителям города максимальное количество проблем. Из-за этого бессмысленного демонтажа, в ходе которого срезается, в том числе, и недавно уложенный асфальт, город встал в гигантских пробках. Въехав в центр Твери, люди попадают в настоящую транспортную ловушку. Мало того, что на самом Тверском проспекте регулярно наблюдается затор, так еще и прилегающие объездные улицы перекопаны то ли «Водоканалом», то ли «Тверской генерацией». Причем эти раскопы, по ощущениям, вечны. Вместо того, чтобы спокойно проехать по бульвару Радищева, например, водители застревают на участках снятого асфальта и вынуждены любоваться отреставрированным портретом Солженицына на фасаде одного из исторических зданий. Вот уж точно сомнительное удовольствие в наше время – смотреть на портрет врага России. Интересно, на чьи деньги реставрировали?
Извините, ушел от темы. Накипело. Так вот. Единственным решением, которое сейчас вдохнет жизнь в загибающуюся транспортную реформу, может быть только возрождение трамвая. Мало того, что это один из символов Твери, придающий городу областной статус, так и крайне необходимое решение, с помощью которого будут разгружены центральные улицы.
Давайте будем откровенными. Мы поднимали эту тему не раз, но нас не слышат. Если раньше власти хотя бы раздавали обещания восстановить трамвай, то сейчас и этого нет. Одна надежда на консолидацию общества по данному вопросу. Была еще надежда на уголовное дело, возбужденное по факту разрушения городского электрического транспорта в Твери. Напомним, что имелась даже информация, что оно находится на контроле у председателя СК Александра Бастрыкина. Впрочем, с февраля месяца об итогах расследования ничего не слышно. Мы уточнили информацию в Следственном Комитете по Тверской области. Со слов пресс-секретаря ведомства, сотрудники СК сейчас проводят проверку. Получается, что и уголовного дела никакого нет?! Проверка длится полгода без внятного результата? Что Бастрыкину докладывать будете? Ох, не нравится данная ситуация…
Мы – редакция газеты «Местное время», равно как и тысячи жителей Твери, не сдадимся и будем бороться за трамвай до конца. Чиновникам же, ответственным за функционирование городского транспорта, следует, на наш взгляд, крепко задуматься: свое ли место они занимают? Управлять областной столицей должны не просто люди компетентные, но еще и патриоты своего края. А мы таковых не наблюдаем.
P.S. Что касается междугородных пассажирских перевозок, то проблем здесь еще больше. Приглашаем читателей к разговору.
Илья Гусаров